Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022,
выдано 20 мая 2008 года Федеральной службой по надзору в сфере
массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
ISSN 1990-4665
12+
  English
 Журнал
Главная
Свежий номер
Архив номеров
Разделы по отраслям науки
Разделы по специальностям
О журнале
Этика научных публикаций
Статистика
География

 Авторам
Порядок рецензирования
Требования к содержанию
Порядок публикации
Образцы документов
Оформление статей
Оформление ссылок
Статус публикаций
Авторские права
Наши авторы

 Редакция
Редакционный совет
Редколлегия
Объявления
Ссылки
Контакты

 Документы
Оформление и публикация (в одном файле)





Кто здесь?


CC BY  «Attribution» («Атрибуция»)
 Версия для печати
 Файл в формате pdf


УДК 631.151.6:633.18](470.620)



ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗЕРНОВОГО РЫНКА И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Папенко П.И. – аспирант

Кубанский государственный аграрный университет

 

В статье анализируется сложившееся состояние регионального зернового, в частности рисового, рынка Краснодарского края. Приводится характеристика зерновых рынков развитых стран. На основе международного опыта и с учетом российской специфики предлагаются перспективная модель зернового рынка и механизм ее реализации.

Система производства и сбыта зерна в регионах длительное время функционировала в условиях административно-распределительной экономики, которая отличалась иерархической организационной структурой с жестко определенными хозяйственными связями и вертикальной подчиненностью сельскохозяйственных предприятий вышестоящим организациям. Объемы производства всех видов зерновых культур планировались «сверху», а для реализации зерна существовал ограниченный выбор каналов, т. к. государство закупало подавляющую его часть по установленным им самим фиксированным ценам. Воздействие на экономические процессы осуществлялось преимущественно административными методами или посредством прямых экономических рычагов.

С началом реформ и отменой системы обязательных поставок продовольствия государству в регионах стал складываться свободный рынок зерна. В настоящее время, как показали проведенные исследования, для него в большей степени характерны негативные черты, среди которых:

- резкое снижение эффективности и объемов производства всех видов зерновых культур;                                  

- отсутствие  стабильных  и  взаимовыгодных  хозяйственных  связей между субъектами рыночных отношений;

- неразвитость инфраструктуры рынка;

- низкий уровень конкурентности  рынка сбыта и отсутствие механизма ценообразования;

- недостаточная управляемость рыночными процессами со  стороны региональных органов власти.

Сложившееся  состояние  рынка  зерна является   неустойчивым. Для выхода из него необходим комплекс мероприятий по реализации в регионе модели организованного и регулируемого зернового рынка.

Основными его качественными характеристиками, как нам представляется, должны стать:

- удовлетворенный спрос на все виды зерна;

- организационное объединение всех участников рынка в цельную децентрализованную экономическую систему;

- построение  экономических связей между рыночными субъектами преимущественно на договорной долговременной основе;

- возрастание доли высокоорганизованных форм торговли (оптовых рынков, бирж, ярмарок и др.);

- формирование конкурсной системы пополнения федерального и регионального резервов зерна;

- вмешательство государства в  деятельность субъектов
рынка с развитым механизмом административного, правового и экономического регулирования.      

Организационная модель такого рынка, разработанная применительно к условиям Краснодарского края, представляет собой объединение нескольких подсистем, регулируемое региональными органами управления (рис. 1).


Рис. 1. Модель регионального рынка риса в Краснодарском крае

Первую составляют покупатели, в качестве которых на зерновом рынке региона выступают предприятия перерабатывающей промышленности, заготовительные организации, осуществляющие операции по закупке, хранению, переработке зерна и реализации зерновой продукции, оптовые торговые фирмы.

Другую группу рыночных субъектов образуют производственные предприятия различных форм собственности и хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства и их ассоциации. Важная подсистема структуры организованного зернового рынка – это развитая инфраструктура, включающая сеть предприятий высокоорганизованных форм торговли (биржи, оптовые рынки, аукционы, ярмарки), финансово-кредитные учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды) и организации обслуживающего и вспомогательного назначения (маркетинговые, консалтинговые, юридические, снабженческие). Особая роль принадлежит государству, которое не только участвует на рынке как хозяйствующий субъект, но и выступает субъектом его контроля и регулирования.

Организационной структуре зернового рынка должна соответствовать и адекватная система управления, поскольку без его регулирования, в той или иной мере, не обходится ни одна страна. Значи­тельного внимания заслуживает опыт США, Канады, стран ЕЭС и Восточной Европы. Мировая практика свидетельствует о том, что для выполнения функций регулирования продовольственных рынков создаются специальные государственные органы. Так, в США существует развитая контрактная система и Товарно-кредитная корпорация, в Канаде – Пшеничный комитет, во Франции – государственное управление по производству и продаже зерна [1].  Для управления аграрным рынком в странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) также имеются государственные структуры, которые по поручению правительства выполняют управленческие функции, разрабатывают нормативно-правовые документы, целевые программы и т. п. [2]. Например, в Польше этим занимается Агентство сельскохозяйственного рынка, основными задачами которого являются: анализ состояния рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, сбор и обработка необходимой информации, подготовка и предоставление правительству оценок и предложений по рыночной конъюнктуре, регулирование стратегически важного рынка зерна и зернопродуктов [3]. Аналогичные органы имеются и в других странах: в Венгрии – Координационный комитет по регулированию аграрного рынка, в Чехии и Словакии – Федеральный фонд рыночного регулирования.

          Именно поэтому в составе структуры зернового рынка края необходимо создание Агентства по регулированию зернового рынка. Его основные функции будут заключаться в следующем:

-   организация и обеспечение функционирования в крае сети районных и межрайонных оптовых рынков, специализированной зерновой биржи и других элементов рыночной инфраструктуры;

-   проведение на конкурсной основе закупок зерна в федеральный и региональный резервы;

-   осуществление закупочных и товарных интервенций, залоговых операций с целью регулирования состояния рынка;

-   информационное обеспечение функционирования регионального рынка зерна, в частности риса;

-   организация и проведение систематических маркетинговых исследований и мониторинга состояния рынка;

-   разработка для правительства края предложений по нормативному и правовому обеспечению функционирования в регионе зернового рынка;

-   прогнозирование конъюнктуры рынка и разработка целевых программ его развития.

Проведенные исследования по оценке состояния зернового рынка в Краснодарском крае позволяют сделать вывод о том, что его функционирование происходит в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры, важной составной частью которой является сеть районных и межрайонных оптовых рынков.

Именно поэтому среди основных направлений работы агентства целесообразно выделить следующие. Во-первых, развитие инфраструктуры регионального рынка, которое предполагает решение комплекса организационных вопросов, включающих организацию в крае сети районных и межрайонных оптовых рынков и осуществление контроля за их работой; создание и последующее участие в работе специализированной региональной биржи зерна; реализация конкурсной системы закупок зерна для федеральных и региональных государственных нужд; подготовка проектов по созданию институтов рыночной инфраструктуры; а также обслуживающего и вспомогательного назначения (маркетинговых, консалтинговых, юридических фирм и др.). Во-вторых, информационное обеспечение, которое включает вопросы создания компьютерной сети с банком данных о региональном рынке зерна, сбор и обработку поступающей информации, распространение сведений о наличии зерна, текущих и прогнозируемых ценах, организацию обучения участников рынка основам агробизнеса, маркетинга, биржевой торговли. В-третьих, деятельность агентства должна основываться на результатах комплексных маркетинговых исследований, предполагающих анализ эффективности зернового производства как источника торговых ресурсов для регионального рынка и определение емкости рынка по видам культур и их назначению для определения необходимости регулирующего воздействия.

Развитие и регулирование регионального оптового рынка следует рассматривать в контексте целенаправленного воздействия федеральных и региональных органов управления на сферу производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Регулирование предполагает взаимодействие комплекса административно-организационных, правовых и экономических механизмов. Результативность этого взаимодействия определяется оптимальностью сочетания интересов трех групп участников регионального рынка: потребителей, производителей и государства. Приоритеты, конечно же, должны быть отданы потребителям сельскохозяйственной продукции и сырья.

К административно-организационным относятся меры по формированию в регионе элементов рыночно ориентированной инфраструктуры (универсальной биржи, предприятий сервисного обслуживания, районных оптовых рынков и т. п.). Значительное место принадлежит организации проведения сельскохозяйственных ярмарок.

Оптовый зерновой рынок понимается как коммерческое предприятие той или иной формы собственности, осуществляющее организацию и проведение операций по купле-продаже зерна и зерновой продукции по установленным правилам и на специально отведенной территории. Рынок не является собственником товара, и его деятельность должна быть ориентирована на решение задач обслуживающего и информационного характера:

-  предоставление зернопроизводителям всех форм собственности рав­ного и свободного входа на конкурентный рынок;

-  концентрация предложения и спроса;

-  ускорение процесса купли-продажи и оборота денежных средств;

-  формирование реальной рыночной цены на различные виды зерна в  соответствии  со  сложившимися   спросом  и  предложением  в  данном районе или сельскохозяйственной зоне;

-  создание информационных банков данных об имеющихся товарных ресурсах зерна и о поступающих  предложениях по его закупкам.

Основными принципами работы оптового рынка должны стать:

во-первых, равноправие участников рынка независимо от форм собственности и объема предлагаемых партий зерна;

во-вторых, свобода выбора партнеров при заключении сделок купли-продажи;

в-третьих, добровольность принятия обязательств и реальность их выполнения;

в-четвертых,   обязательность   соблюдения   условий   сделок   и   ответственность за их неисполнение.

Исходя из общих функций оптовых рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, для сбыта зерна риса нужно выделить следующие главные из них:                                                                                    

-   предоставление участникам рынка торговых мест, складских помещений, необходимого технического оборудования и механизмов, информационных,    транспортных,  погрузо-разгрузочных,    социально-бытовых и других услуг;

-   организация аукционных и конкурсных торгов;

-   обеспечение контроля за соответствием качества реализуемого зерна документам на него;

-   мониторинг состояния спроса, предложения и уровня цен на различные   виды   зерновой продукции   и   информирование   участников
рынка;                                 

-   организация и ведение базы информационно-коммерческих данных о конъюнктуре межрайонного рынка и региона в целом;

-   оказание услуг для товаропроизводителей по лизингу сельскохозяйственной техники;                                                           .

-   контроль за соблюдением установленных правил торговли.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что для организации оптовых межрайонных зерновых рынков в крае имеются все необходимые экономические предпосылки: в сфере производства – это хозяйственная самостоятельность зернопроизводителей, в том числе в выборе каналов реализации продукции; в сфере обращения – практически полностью приватизированная оптовая, мелкооптовая и розничная торговля. Территориально они должны размещаться с учетом специфики сельскохозяйственных зон, концентрации зернового производства, наличия зернохранилищ и элеваторов, развитости автомобильной и железнодорожной сетей, близости к крупным населенным и промышленным центрам региона, состояния информационных коммуникаций, наличия трудовых ресурсов необходимого профессионального уровня.

Рассмотренные задачи оптового зернового рынка должны решаться независимо от его организационно-правовых форм: государственной, кооперативной, акционерной или частной. Учитывая необходимость сокращения непосредственного участия государства в рыночных процессах, считаем, что предпочтение должно отдаваться негосударственным формам организации оптовых рынков со смешанным капиталом. Региональные и местные органы власти могут выступать в качестве одного из учредителей, внося в уставной капитал, например, право пользования землей, зданиями, сооруже­ниями, системами связи и т. д. Учитывая дефицит инвестиционных ресурсов, целесообразно привлечь к формированию и работе оптовых рынков зерна банки, страховые компании и другие кредитно-финансовые учреждения. Однако при этом должен соблюдаться принцип приоритета интересов зернопроизводителей. Оптовые зерновые рынки кооперативного типа могут функционировать на принципах товарищества. Финансовую основу их деятельности составляют паевые взносы членов (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, перерабатывающие предприятия и др.) и ежегодные платежи в установленном размере от стоимости реализованной продукции. Оперативное управление таким рынком осуществляется выбранным правлением с председателем. Высшим органом является общее собрание кооператива, на которое по квотам избираются представители всех участников рынка – пайщиков. Организационно-правовой формой оптового рынка зерна более высокого уровня является открытое акционерное общество, отличительная особенность которого – отсутствие ответственности по имущественным и финансовым обязательствам акционеров. В качестве учредителей могут выступать зернопроизводящие и перерабатывающие предприятия, торговые фирмы, фермеры и др. При ограниченных инвестиционных ресурсах, что свойственно современному этапу развития рынка, необходимо привлечение капитала кредитно-финансовых организаций и возможностей государства за счет вхождения в состав учредителей, например районных и городских администраций в лице комитетов по управлению имуществом, а также коммерческих банков и страховых компаний. Доходы образуются за счет арендной платы за предоставление торговых мест, хранилищ, представительств (офисов) участников рынка, оказания разнообразных услуг, а также выпуска и продажи акций. Частные оптовые рынки могут создаваться физическими лицами или одной частной фирмой. Однако, учитывая важность зерна как стратегического товара, такая организационно-правовая форма, особенно на настоящем этапе, представляется неприемлемой. Межрайонные оптовые рынки зерна должны быть кооперативными или акционерными предприятиями при долевом участии местных и региональных органов государственного управления.

Для создания в крае сети оптовых рынков зерна необходимо по­этапное выполнение, по крайней мере, следующих мероприятий:

-   подготовить нормативно-правовую базу их формирования и функционирования;

-   определить механизмы финансово-экономической поддержки и регулирования рынков со стороны региональных органов управления;

-   разработать оптимальную схему их размещения и определить предприятия (элеваторы, зернохранилища), на базе которых предполагается создавать оптовые зерновые рынки;

-   разработать для каждого создаваемого рынка индивидуальный эко­номический проект и бизнес-план.

Биржа представляет собой наиболее развитую форму регулярно действующего оптового рынка сельскохозяйственной продукции и товаров массового спроса.

Подобные биржи с успехом функционируют в ряде стран Европы, в Японии, США и играют важную роль в снабжении населения, особенно крупных городов, продовольствием. Например, в Париже 60 % продовольствия поступает с оптового рынка Рюнжи, расположенного в 7 км от Парижа [4].

Центральным звеном инфраструктуры регионального рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия должна стать специализированная, постоянно действующая биржа, расположенная в г. Краснодаре, два ее филиала – в г. Славянске и г. Абинске. Предполагается, что Краснодарское подразделение будет обслуживать северную и восточную части края, оперируя преимущественно зерновыми культурами, культивируемыми в этой части края (рис. 2.). По Славянскому отделению – ввиду значительной специализации западной дельтовой части края на производстве риса, в структуре сделок будут преобладать сделки по продаже риса и продукции его переработки. Территориальное расположение Красноармейского и Калининского районов также обусловливает их работу на Славянском отделении биржи.          


Рис. 2. Модель региональной зерновой биржи в Краснодарском крае

Абинское отделение объединит в единое торговое пространство Крымский, Северский и Абинский районы рисосеяния. Типичным биржевым товаром является зерно, в т.ч. рис, так как оно характеризуется относительно однородными потребительскими качествами и большими объемами товарных предложений. Любая партия подобного товара может быть незамедлительно заменена другой. Основная задача универсальной биржи – формирование реальных рыночных цен на все виды сельскохозяйственной продукции. Биржа должна выполнять следующие основные функции:

а) выступать одним из каналов реализации и информационно-консультационным центром;

б) осуществлять страхование рисков продавцов и покупателей.

Практика мировой торговли показывает, что ее успешное функционирование не обходится без использования биржевого механизма. Роль бирж в современной рыночной экономике трудно переоценить. Цены на большинство товаров основываются на котировочных ценах наиболее авторитетных бирж. Например,  мировые цены на зерно (пшеницу, кукурузу) определяются котировками на Чикагской бирже, на хлопок, кофе, сахар – на Нью-Йоркской, на какао – на Лондонской, Амстердамской. Реальные объемы поставок продукции через товарно-оптовые биржи не превышают 5–10 % объема мировой торговли, но влияние бирж на цены мирового рынка весьма велико [4].

Биржевая торговля по определенным видам продукции должна концентрироваться на ограниченном числе бирж для того, чтобы обеспечить значительное число участников и конкуренцию между ними для выполнения задач саморегулирования рынка. Традиционно ведущей группой биржевых товаров в мире длительное время считалась сельскохозяйственная продукция. В середине 50-х годов на ее долю приходилось 95 % биржевого товарооборота. Однако к 90-м годам в биржевом обороте она сократилась до 50 %. Место сельскохозяйственной продукции стали занимать промышленное сырье и продукты его переработки.

В настоящее время у зарубежных бирж произошло разделение сфер влияния на отдельные сегменты мирового рынка, т.е. специализация. Основной группой биржевых товаров США и Японии по-прежнему считается сельскохозяйственная продукция, в Великобритании предпочтение отдается энергоносителям и цветным металлам.

Российский опыт биржевой торговли пока еще не богат. Торгуют практически всем, а число торговых позиций на отдельных биржах достигает 1500–2000. Это связано, прежде всего, с российской экономической нестабильностью трансформационного периода.

Количество универсальных бирж в России к 2002 году значительно сократилось. По данным Госкомстата РФ, в 1992 г. их число достигло 264, через год сократилось до 180, в 1999 г. составило 168, а в 2002 г. уменьшилось еще на 12 %. При этом общий оборот бирж в текущих ценах вырос с 348,2 до 1633 млн руб. Доля продаж продукции АПК в полном обороте бирж уменьшилась до 1 %.

Несмотря на сравнительно небольшое количество бирж в России, более половины биржевого оборота (55,4 %) в последние годы было получено на шестнадцати биржах, составивших лишь 6 % общего их числа. По данным Генеральной дирекции международного биржевого и торгового союза, лишь 32 биржи осуществляют торги не реже одного раза в неделю, при этом круглогодично торгуют только 5 бирж.

В Краснодарском крае назрела проблема разработки программы создания инфраструктуры и системы государственного регулирования эффективного регионального оптового рынка сельскохозяйственной продукции.

Предлагаемая нами организационно-правовая форма биржи – открытое акционерное общество. В ее уставном капитале доли должны распределяться между зернопроизводителями, перерабатывающими, торгующими и другими предприятиями таким образом, чтобы избежать монополизма любой из групп. С целью осуществления контроля за биржевой торговлей, что особенно важно на начальном этапе ее функционирования, целесообразно, чтобы 51 % уставного капитала принадлежал государству в лице регионального агентства по регулированию рынка либо региональному комитету по имуществу, и тогда агентство должно выступать как доверительный управляющий. В качестве учредителей биржи целесообразно привлечь также крупные кредитно-финансовые организации региона: банки, страховые компании, инвестиционные фонды. Согласно Закону "О товарных биржах и биржевой торговле", продавцы зерна, а также его покупатели могут совершать сделки на бирже через брокерские конторы или брокерские фирмы [5]. Поэтому зерновая биржа должна иметь в крае и за его пределами развитую сеть брокерских контор и фирм, функционировать круглогодично и с достаточной регулярностью.

На сельскохозяйственных товарных биржах могут совершаться разнообразные виды сделок. Вместе с тем в переходный период для региональной биржи зерна наибольший практический интерес и важное значение для зернопроизводителей и покупателей имеют такие формы биржевой торговли, как  текущие сделки с реальным зерном, которые заключаются по контрактам типа spot foods (spot foods – наличный товар). Продавец предъявляет покупателю необходимые документы: сертификаты качества и происхождения, складские справки, подтверждающие наличие зерна и место его хранения, фитосанитарный сертификат, сертификат радиологического контроля и др. При текущей сделке покупатель расплачивается и сразу получает товар, а точнее, право на его собственность.

Большой практический интерес представляет опыт работы крупнейших сельскохозяйственных бирж – Чикагской, Нью-Йоркской, который показывает, что значительную часть биржевых операций по купле-продаже зерна составляют срочные сделки: фор­вардные и фьючерсные. Срочные сделки представляют собой разновидность акта купли-продажи, когда передача права собственности на зерно происходит не сразу, а по ис­течении определенного срока, оговоренного в биржевом контракте.

Сделки типа forward (forward – вперед) предполагают, что зерно будет поставлено покупателю через определенный срок, обычно 1–3, но не более 6 месяцев. Форвардные сделки представляют для зернопроизводящих предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств особый интерес, поскольку позволяют получить аванс за будущую поставку и одновременно гарантированный канал сбыта произведенного зерна. Полностью или частично оплачивая за свое обязательство произвести и поставить зерно, они обеспечивают себя необходимыми финансовыми ресурсами для производственного цикла выращивания зерновых культур и подготовки их для реализации. Другой разновидностью срочных сделок являются фьючерсные (future – будущее). Их можно определить как соглашение о поставке зерна в согласованном сторонами количестве и качестве в установленный в контракте срок, как правило, в будущем году, по цене, оговоренной на момент его подписания. Создание и функционирова­ние на зерновой бирже сектора фьючерской торговли позволят решить две главные задачи. Во-первых, осуществить страхование; хеджирование как продавцов, так и покупателей зерна от воз­можных колебаний конъюнктуры рынка и цен на зерно. Во-вторых, фьючерсные сделки при их достаточном количестве позволяют установить прогнозируемые цены на зерно будущего урожая на опреде­ленный момент времени (квартал, месяц). На рынке фьючерских контрактов зернопроизводители и покупатели через биржевых посредников осуществляют сделки по их купле-продаже,  называемые опционные. Опцион – (option – возможность) – это официально оформленное право купить или продать фьючерсный контракт по определенной цене в течение срока действия опциона. Участник фьючерсной торговли может приобрести как опцион покупателя, так и опцион продавца.

На рисунках 3 и 4 представлены блок-схемы  алгоритмов опционных сделок с фьючерсными контрактами продавца и покупателя.


Рис. 3. Блок-схема алгоритма опционной сделки с фьючерсными контрактами продавца

Рис. 4. Блок-схема алгоритма опционной сделки с фьючерсными контрактами покупателя

Принятые на рисунках 3 и 4 обозначения имеют следующие значения: Сф.к. – стоимость фьючерсного контракта; Ср. – рыночная стоимость партии зерна,  указанного в контракте; Соп. – стоимость опционной сделки; Поп. –  цена опциона или премия; Шоп. – цена опциона или штраф; Ск. – стоимость вновь заключаемого текущего контракта на аналогичную партию зерна.

В последние годы объемы производства продукции сельского хозяйства, в том числе зерна, увеличились, но экономическое положение большинства ранее убыточных сельскохозяйственных предприятий при этом не улучшилось. Анализ показывает, что одной из причин такого положения является неэффективная контрактация при реализации готовой товарной продукции и при закупках материально-технических средств, обеспечивающих воспроизводственный процесс.

По оценкам специалистов Департамента сельского хозяйства Краснодарского края, ведущих экономистов-аграрников, теневой рынок при реализации сельскохозяйственной продукции начинает занимать доминирующее положение. На его долю в регионе приходится более 50 % товарооборота.

Объемы кредитования банками процессов воспроизводства товарной продукции явно недостаточны. Дефицит оборотных средств, сформировавшийся в 1993–1998 годах, до настоящего времени не погашен. Об этом свидетельствуют неплатежи за выполненные поставки материально-технических ресурсов, в том числе и самой ликвидной продукции – моторного топлива, газа, электроэнергии и т.д.

Отсутствие прогнозирования состояния рынка приводит к серьезным последствиям в возвратности кредитных ресурсов, что, в свою очередь, способно разбалансировать и без того несовершенный рынок сельскохозяйственной продукции региона. Например, кредитование Сбербанком РФ сельхозтоваропроизводителей в 2000–2001 годах под будущий урожай и последующее требование возвратности кредитных ресурсов в значительной степени повлияли на снижение цены зерна в 2001 году. При этом агропромышленный комплекс региона не получил требуемых объемов плановой прибыли.

По нашему мнению, можно выделить пять основных направлений институциональных преобразований на региональном уровне, которые позволят повысить эффективность экономических реформ в аграрном секторе:

- мониторинг государственного и муниципального регулирования регионального и муниципальных рынков;

- создание и внедрение системы финансовых институтов (фьючерсных региональных контрактов) на сельскохозяйственных рынках региона;

- модернизация существующих и создание новых институтов в области государственных закупок;

- создание институтов по аккумулированию инвестиционных ресурсов на уровне региона;

- разработка и реализация региональной концепции концентрации и раскрытия информации о состоянии и динамике рынка сельскохозяйственной продукции.

Мировой опыт, в том числе США, Великобритании, Германии и др., свидетельствует о том, что конкурсное размещение государственного заказа является главным средством сокращения бюджетных затрат. Учитывая значительные финансовые и товарные потоки в сфере государственных закупок, эффективное решение данной проблемы может быть реализовано лишь в рамках комплексной программы регионального уровня, согласованной с Федеральными целевыми программами «Электронная Россия» и «Юг России».

Повышение эффективности государственного регулирования оптового рынка сельскохозяйственной продукции связано с переходом на новую технологическую основу организации торгов – электронные торги. Современные информационные Интернет-технологии приводят к резкому, многократному удешевлению операций поиска альтернатив на рынке и расширяют конъюнктуру глобального рынка. Поскольку в основе электронной торговли лежат информационные сети и потоки, интегрированные в сеть Интернет, то это улучшает транспарентность рынка: покупатели и продавцы практически мгновенно получают информацию о ценах, качестве и условиях поставки, предпринимаемых различными конкурентами. Информация формируется для проведения наиболее ресурсосберегающей аукционной формы торгов. Кроме того, сама организация электронных торгов способствует предотвращению таких негативных явлений, как криминализация рыночных процессов, уклонение от налогов, утечка капиталов за рубеж.

Создание электронной системы торгов по закупке и продаже сельскохозяйственной продукции для государственных нужд в регионе позволит реализовать:

- обеспечение единых технологических связей с использованием современных информационных технологий виртуального пространства, недопущение разобщенности органов исполнительной власти региона в вопросах государственных закупок, что может привести к потере экономического контроля и значительным дополнительным издержкам;

-  возможность проведения анализа движения сельскохозяйственной продукции и материально-технических ресурсов, а также принятие решения по связанным с этим вопросам с наименьшими затратами;

-  осуществление мониторинга, контроля и учета свободных и недостаточных финансовых и материальных ресурсов;

-  анализ финансовых и товарных потоков на региональном и местном уровнях;

-  оптимизация налоговой, тарифной и таможенной политики в сфере торговых и финансовых операций;

-  обеспечение конкурсности торгов и контроля за использованием бюджетных средств регионального и местных уровней;

-  создание единого информационного, экономического, финансового и нормативного пространства в сфере закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд;

- интеграция в международные информационные системы закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд;

-  гарантирование экономической и информационной безопасности региона.

Модель отношений, направленных на эффективное регулирование регионального оптового рынка сельскохозяйственной продукции в целом и создание системы саморегулирования такого рынка, может быть реализована путем создания специализированной биржи сельскохозяйственного профиля в регионе (рис. 5).

На основании документов по аккредитации биржа формирует электронную базу участников биржевых торгов и идентификацию каждого участника путем назначения кодов. Код участника торгов одновременно является номером аналитического счета участника в Биржевой учетной палате для учета гарантийных взносов и обязательств по результатам биржевых торгов.

Под биржевым товаром следует понимать не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Торги должны проводиться по установленной номенклатуре в соответствии с системой кодирования товаров ТН ВЭД СНГ. Необходимо обеспечить функционирование сервера биржи в сети Интернет в течение суток без выходных для того, чтобы каждый участник биржевых торгов в любое время мог подать заявку. Заявки можно оформлять в виде:

а) заявок на продажу продукции;

б) заявок на покупку продукции;

в) заявок с условием (продать одну продукцию – купить другую продукцию).

Биржа на основании поданных заявок формирует единую ведомость биржевых товаров, выставляемых на очередные торги, и производит рассылку этой ведомости по информационным каналам биржи. Торги проводятся в режиме непрерывного двойного аукциона. Его технология заключается в немедленном, полном превращении заявки после ее подачи в сделку при наличии на рынке одной или нескольких противоположных заявок, сходных по цене.

Концентрация спроса и предложения в одном месте с целью контрактации позволяет применить для увеличения оборачиваемости денежных ресурсов на региональном рынке систему биржевого клиринга.


Рис. 5.  Активизация государственного и муниципального заказовв целях стабилизации регионального рынка сельскохозяйственной продукции

Банковский клиринг здесь нельзя рассматривать в качестве эффективного средства, так как  контрактные отношения на региональном рынке  строятся, как правило, между предприятиями, обслуживающимися в различных банках. Биржевой клиринг осуществляется на основе расчетов по счетам специализированных брокерских контор, представляющих интересы различных предприятий, которые на бирже являются расчетными фирмами и обслуживаются в одном банке (рис. 6).

Проведение закупок продукции для государственных и муниципальных нужд на биржевом, контролируемом и регулируемом со стороны государства рынке приведет к упорядочению оборота продукции и между предприятиями на этом рынке. Текущий контроль над ценами со стороны Министерства по налогам и сборам – к сбалансированности цен расходования бюджета с ценами, от которых рассчитывается налогооблагаемая база предприятия. Увеличение объемов собираемых налогов и достижение уровней налогового потенциала территории может позволить понизить ставки налогообложения и тем самым уменьшить налоговое бремя в целом.

Активизация оборота продукции и денежных средств на биржевых торгах, ликвидация экономических условий существования теневого рынка будут способствовать необходимому повышению эффективности производства и реализации продукции законными способами, возрождению научно обоснованного планирования производства и ценовой политики. Представить на рынок систему такого планирования может биржа через организацию оборота стандартных контрактов и хеджирования производителей на биржевом рынке стандартных контрактов и реальных активов.


Рис. 6. Схема товарно-денежного оборота между сельхозпредприятием и его  контрагентами, организованного через биржу

Важнейшими задачами в деле стабилизации аграрного сектора региона являются создание системы эффективного государственного регулирования уровня рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию, продовольствие и потребляемые аграрным сектором материально-технические ресурсы, обращающиеся на оптовом рынке края, а также  формирование рыночной инфраструктуры эффектного управления процессами воспроизводства и реализации товарной продукции.

Для разрешения этих сложных и многоаспектных задач целесообразно разработать и внедрить комплекс организационных и экономических мероприятий:

1. Департаменту сельского хозяйства при участии Комитета по рисоводству разработать, представить и утвердить соответствующие правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае.

2. Определить на территории края сеть элеваторов, выполняющих функции биржевых складов, для обеспечения приемки, подработки, хранения и отгрузки зерна интервенционного фонда Краснодарского края.

3. Поручить ГУП «Кубанский продовольственный фонд» сформировать в 2005 году на торгах биржи интервенционный зерновой фонд (в том числе риса) Краснодарского края.

4. Выработать стратегию поиска и использования рынков сбыта производимой в крае сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения ее расширенного воспроизводства и реализации.

5. Департаменту по финансам, бюджету и контролю Администрации Краснодарского края обеспечить контроль за расходованием финансовых средств бюджета края для поддержания на региональном товарно-оптовом рынке планируемого ценового диапазона.

Весьма важной задачей государственного регулирования аграрного сектора экономики на региональном уровне следует считать создание рыночной системы планирования объемов производства, цены и рынков сбыта в Краснодарском крае. Основными целями разрешения этой задачи являются стабилизация ценовых параметров на производимую в крае продукцию в течение года; поиск реальных рынков сбыта с ценами, обеспечивающими максимальную коммерческую выгоду; формирование рыночных механизмов планирования объемов производства и реализации продукции, а также денежного оборота на биржевом рынке. При этом комплекс требующих реализации мероприятий выразится в следующем.

1. Департаменту сельского хозяйства Краснодарского края совместно с созданными территориальными ассоциациями производителей зерна, региональной сельскохозяйственной биржей обеспечить выпуск и обращение на биржевых торгах фьючерсных контрактов по зерновой продукции. Для осуществления фьючерсных контрактов товарной продукцией можно использовать объемы зерна интервенционного фонда края, объемы зерна, находящегося в собственности ассоциаций производителей зерна и хранящегося в биржевых складах биржевой гарантийной палаты.

2. Департаменту сельского хозяйства Краснодарского края совместно с районными ассоциациями производителей необходимо обеспечить хеджирование (страхование рисков от неправильно сформированной цены) на биржевом рынке зерна. При наличии на биржевой торговой площадке как рынка оборота реального зерна, так и рынка оборота фьючерсных контрактов на поставку зерна и опционов на эти контракты организация хеджирования должна сводиться к участию производителей в торгах и на рынке срочных контрактов, и на рынке обращения реального зерна.

Если на биржевом рынке стандартных контрактов цена к моменту выполнения поставки более выгодная, чем на биржевом рынке обращения реального зерна, то владелец зерна выполняет поставку по фьючерсному контракту последнему владельцу такого контракта. При отказе покупателя принять товар он лишается своего гарантийного взноса, внесенного ранее на биржу. Часть гарантийного взноса получает владелец зерна, что и является страховой добавкой при реализации им зерна на рынке реального товара. Если на биржевом рынке стандартных контрактов цена к моменту выполнения поставки менее выгодная, чем на биржевом рынке оборота реального зерна, то производитель выкупает с биржевого рынка количество фьючерсных контрактов, соответствующих его обязательствам перед биржей на выполнение поставки, и реализует свой товар на рынке оборота реального товара.

3) Администрации Краснодарского края необходимо организовать реальное сотрудничество с другими зернопроизводящими регионами России, Украины, Белоруссии, Казахстана с целью упорядочения и стабилизации цен на зерно.

4) Департаменту сельского хозяйства края следует разработать типовые учредительные договоры и примерные уставы районных ассоциаций производителей зерна и других видов сельскохозяйственной продукции, а также необходимо провести собрания собственников имущества сельхозпредприятий и принять соответствующие решения о вхождении их в состав той или иной районной ассоциации.

5) Необходимо создать условия для постоянного контроля и устранения нарушенных прав собственников, вплоть до открытой трансляции заседаний совета директоров ассоциации по районному или краевому телевидению, публикации протоколов заседаний совета директоров ассоциации в районной печати. Исключение здесь могут составить лишь сведения, содержащие коммерческую тайну.

Предложенный механизм развития и регулирования регионального оптового рынка сельскохозяйственной продукции не отличается принципиальной новизной отдельных его составляющих. Вопросы включения биржевой торговли в товаропроводящую цепь известны и достаточно проработаны не только на российском, но и мировом уровнях. Известен также опыт функционирования некоммерческого партнерства «Северо-Кавказская универсальная биржа» в Ставропольском крае. Однако внедрение принципиально новой технологической основы – электронных торгов даст возможность выработать современный инструментарий эффективного государственного вмешательства в процессы рыночного реформирования товарообмена между сельским хозяйством и промышленным сектором экономики. Это позволит сформировать государственную систему изъятия товарных активов с теневого рынка на открытый биржевой рынок. За счет увеличения поступлений во все уровни бюджетов будут созданы условия формирования исполнительной государственной властью объемов товарных ресурсов. Такие ресурсы могут использоваться для образования мобилизационного резерва, интервенционных фондов, инвестиционных фондов, фондов стратегического и тактического государственного резерва, оборотных фондов для реализации межрегиональных, международных и целевых программ, для ведения научной деятельности и организации внедрения научных разработок в повседневную жизнь.

 

Список  литературы

  1. Буздалов И., Фрумкин Б. Государственное регулирование аграрного сектора  в условиях рыночных преобразований // Вопросы экономики. 1993. № 9. С. 117–127.
  2. Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России. М.: Россельхозакадемия,  1998. 19 с.
  3. Убийко С.И. К проблеме формирования зернового рынка России // Материалы научного совещания. Краснодар, 1997.
  4. Сельское хозяйство края в 1995 году.  Краснодар: Крайстат.
  5. Агропромышленный комплекс Кубани. Краснодар, 1997.

 
© Кубанский государственный аграрный университет, 2003-2021
Разработка и поддержка сайта: ЦИТ КубГАУ

Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022
ISSN 1990-4665