УДК 631.16:658.15
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
В.В.Пушкин – кандидат экономических наук, профессор,
И.Ю. Сигидов – аспирант
Кубанский государственный аграрный университет
В статье рассматриваются меры государственной поддержки сельскохозяйственного
товаропроизводителя на уровне региона, распределение бюджетных средств
по товаропроизводителям и по форме собственности и хозяйствования
Состояние экономики сельскохозяйственных предприятий после проведения
рыночных реформ стало критичным. Сельскохозяйственные предприятия не в
силах самостоятельно выйти из этого кризисного состояния. Необходима государственная
поддержка. В России принят ряд законов направленных на поддержку сельскохозяйственного
товаропроизводителя. Такие меры предпринимаются на федеральном и региональном
уровнях.
За последние два года государственная поддержка сельскохозяйственного
товаропроизводителя Краснодарского края осуществлялась в следующих размерах
(таблица 1).
Сумма государственной поддержки сельскому хозяйству Краснодарского края
в 2003 г. увеличилась в сравнении с 2002 г. на 544,3 млн. руб. или в 1,6
раза. Основная часть государственной помощи (56,4%) стала осуществляться
за счет краевого бюджета.
Наибольшая сумма федеральных средств была направлена на компенсацию части
затрат на приобретение средств химизации – 61,7% в 2002 г. и 49,2% в 2003
г., а также на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам
– 13,7% в 2002 г. и 21,3% в 2003 г.
Таблица 1 – Финансирование предприятий АПК Краснодарского
края за счет федерального и краевого бюджетов, млн. руб.
Средства краевого бюджета, в основном, направлялись на возмещение процентных
ставок по краткосрочным и среднесрочным кредитам – 75,7% в 2002 г. и 51,4%
в 2003 г., на поддержку производства продукции животноводства – 24,3 и
29,1% соответственно и на формирование регионального продовольственного
фонда, включая субсидирование поставок продовольственного зерна в региональный
продовольственный фонд – 16,7% в 2003 г.
По природно-экономическим зонам Краснодарского края за счет федерального
и краевого бюджетов было осуществлено финансирование сельскохозяйственных
предприятий следующим образом (таблица 2).
Таблица 2 – Государственная поддержка сельскохозяйственного
производства по зонам Краснодарского края, тыс. руб., 2002 г.
В 2002 г. на поддержку племенного животноводства было выделено хозяйствам
центральной зоны Краснодарского края 15031 тыс. руб., в том числе из федерального
бюджета - 12211,5 тыс. руб. Кроме того, на поддержку животноводства было
выделено 573 тыс. руб. (156 тыс. руб. – из федерального бюджета) на продукцию
животноводства. Хозяйства северной зоны Краснодарского края получили соответственно
2579 тыс. руб., 288 тыс. руб., 367 тыс. руб. Последние субсидии - все
из краевого бюджета.
На поддержку элитного семеноводства было предоставлено хозяйствам центральной
зоны Краснодарского края 461 тыс. руб. субсидий, в том числе из федерального
бюджета 229 тыс. руб., хозяйствам северной зоны соответственно – 570 тыс.
руб. и 545 тыс. руб. Кроме того, на поддержку растениеводства было предоставлено
163 тыс. руб. На закладку многолетних насаждений хозяйствам центральной
зоны Краснодарского края было предоставлено 18235 тыс. руб. субсидий,
в том числе из федерального бюджета – 17128 тыс. руб. Сельскохозяйственные
предприятия северной зоны края получили на эти цели федеральных средств
на сумму 5021 тыс. руб.
На приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений
хозяйствами центральной и северной зоны Краснодарского края было получено
169368 тыс. руб., в том числе 132570 тыс. руб. из федерального бюджета.
В начале реформ бюджетные средства стремились распределить по объектам
пропорционально их производственному потенциалу с тем, чтобы не допустить
в отдельных группах хозяйств обвального спада. При таком распределении
большая часть убыточных хозяйств оказалась неспособной погашать полученные
государственные кредиты, рассчитываться по лизингу. Безвозмездные дотации
и компенсации в силу их незначительности не могли оказать какого-либо
влияния на финансовые результаты (таблица 3).
Как видно из данных таблицы 3 производство продукции сельского хозяйства
в России находится практически в точке безубыточности. При таком уровне
доходности предприятия не могут развиваться, у них нет на это средств.
Производство продукции животноводства даже с учетом государственных субсидий
остается убыточным.
Таблица 3 – Структура государственных субсидий и
рентабельность производства продукции в сельскохозяйственных организациях
России, %
В целях преодоления негативных сторон «пропорционального распределения»
в последние годы реализуется принцип «выделения бюджетных средств эффективно
работающим хозяйствам». Средства субсидий и субвенций, фонда льготного
кредитования и лизингового фонда направляются преимущественно в сильные
хозяйства, способные обеспечить их возврат.
В настоящее время финансово устойчивые сельскохозяйственные предприятия
– это те, которые, как правило, еще в дореформенный период имели мощную
материально-техническую и социальную базу, быстрее других адаптировались
к рынку, сохранили квалифицированные кадры, восстановили платежеспособность.
Анализ дифференциации бюджетной поддержки сельскохозяйственным предприятиям
Краснодарского края показал, что средства государственной поддержки направлялись,
в основном, в экономически сильные хозяйства (таблица 4).
Таблица 4 – Распределение государственной помощи
по сельскохозяйственным предприятиям центральной зоны Краснодарского края,
2002 г.
Данные таблицы 4 показывают, что в целом по центральной зоне Краснодарского
края в 2002 г. более 80% бюджетных средств было направлено в 16 из 170
сельскохозяйственных предприятий. Остальным предприятиям досталось 6238
тыс. руб. или 18,9% выделенных из бюджетов средств. Тем же предприятиям
было направлено 92,0% бюджетных средств на возмещение разницы по краткосрочным
кредитам. Эти предприятия относятся к экономически сильным хозяйствам
края. Остальные довольствовались всего 700 тыс. руб.
Очевидно, что концентрация средств государственной поддержки в передовых
хозяйствах противоречит задаче восстановления платежеспособности основной
массы хозяйств, выводу их из экономического кризиса, принципу оптимизации
экономической эффективности. В то же время многие из числа слабых хозяйств
при обеспечении необходимых условий способны достичь более высокой отдачи
на 1 руб. государственной поддержки, чем передовые сельскохозяйственные
предприятия. Известно, что на единицу прироста урожайности зерна с уровня
20 ц с 1 га и продуктивности коров с уровня 2000 кг требуется значительно
меньше затрат, чем на тот же прирост соответственно при урожайности 30
и продуктивности 5000 кг.
Разумеется, механическое перераспределение средств государственной поддержки
в пользу слабых хозяйств, равно как и пролонгация их долгов, не сможет
дать положительного результата. Надо учитывать, что в этих сельскохозяйственных
предприятиях, как правило, нет квалифицированных, инициативных руководителей
и специалистов, способных организовать инновационное производство и современный
маркетинг.
Кроме того, здесь нет необходимых структур и механизмов, через которые
можно было бы аккумулировать средства бюджета и частного капитала инвесторов
для реализации проектов финансового оздоровления и модернизации производства.
В большинстве хозяйств разрушены системы внутрихозяйственного расчета
и стимулирования труда работников.
Поддержка слабых хозяйств со стороны государственных органов должна заключаться
в активном участии в разработке комплексных проектов их финансового оздоровления
и модернизации производства. В этих условиях главным содержанием деятельности
аппарата управления АПК становится не столько распределение бюджетных
средств по объектам, сколько участие в разработке проектов, их реализации
и поддержке бюджетными средствами.
Такую систему организации можно назвать договорной, поскольку бюджетные
средства будут предоставляться в зависимости от участия в реализации разработанных
проектов. Договорная система позволит сосредоточить усилия хозяйствующих
субъектов и органов управления на изыскании внутренних резервов, мобилизации
внешних источников финансирования. Сильные хозяйства станут более заинтересованно
участвовать в объединительных процессах со слабыми сельскохозяйственными
предприятиями, если получат для этого финансовую поддержку у государства.
В поддержке сельскохозяйственного производства важная роль отводится
также лизингу сельскохозяйственной техники.
Государственное регулирование продовольственного рынка в переходный период,
как показывает практика работы предприятий АПК, требуется в гораздо большей
степени, чем в условиях развитой рыночной системы со всеми звеньями инфраструктуры,
стабильной валютой, сбалансированным бюджетом и наличием хозяйственных
систем, адекватных условиям цивилизованного рынка.
Основными направлениями регулирования и поддержки продовольственного
рынка могут быть следующие:
1) содействие формированию единого экономического пространства
России. Для этого следует активно содействовать созданию межрегиональных
оптовых рынков, формированию союзов товаропроизводителей, образованию
специальных фондов для закупочных и товарных интервенций;
2) проведение государственных залоговых операций, а
также закупки для государственных нужд;
3) создание более благоприятных экономических условий
для сельхозтоваропроизводителей. С этой целью необходимо использовать
меры государственной поддержки по организации производственной и сбытовой
инфраструктуры, информационному обеспечению сельхозтоваропроизводителей;
4) мониторинг паритета цен, сдерживание цен на энергоресурсы,
поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию на приемлемом уровне;
5) антимонопольное регулирование цен на региональных
рынках;
6) разумная внешнеэкономическая политика и регулирование
внешнеэкономической деятельности.
Приоритетная роль государственного регулирования не умаляет значения
рыночной самоорганизации в обеспечении структурной перестройки экономики
и перехода к устойчивому росту.
Государственная структурная политика не должна подменять предпринимательскую
инициативу. Она должна создавать условия для инвестиционной активности
и экономического подъема, связанных с широким освоением новых перспективных
технологий на началах рыночной конкуренции. Государство призвано помогать
формированию конкурентоспособных хозяйственных организаций, которые в
состоянии работать на внутреннем и мировом рынках в условиях жесткой состязательности,
концентрировать ресурсы на перспективных направлениях обновления производства.
Инструменты прямого государственного воздействия должны ориентироваться
на поддержку инициатив по освоению элементов современных и новейших технологических
укладов, стимулируя в соответствующих сферах инновационную активность.
Первоочередной задачей настоящего периода является стабилизация и экономический
рост производства. Ее решение в определенной степени зависит от способности
государственных структур осуществлять управление экономической системой.
Необходимость государственного регулирования агропромышленного производства
вызвана особенностями его функционирования в рыночной экономике.
Агропромышленное производство по своей природе — слабо монополизированный
сектор экономики. В условиях свободной конкуренции цены в более монополизированных
отраслях растут быстрее, в результате аграрный сектор оказывается в ценовых
тисках промышленности. В целях недопущения разбалансированности рынка
и экономических кризисов государственные органы должны ограничивать монопольную
ренту либо перераспределять ее из промышленных отраслей в аграрную сферу.
В сложившейся ситуации эффективность аграрного производства определяется
двумя группами факторов:
· не зависящими от хозяйства (внешними), к которым
относятся инфляционные процессы, налогообложение, ценообразование, дотации,
процентные ставки за кредит, спрос и т. д.
· внутренними, зависящими от хозяйства: технология
производства, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность
животных, себестоимость продукции, организация труда, специализация и
др.
В нынешних условиях явный перевес имеют факторы первой группы, поэтому
без государственного регулирования, создания отлаженного экономического
механизма функционирования сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий
невозможно наладить рентабельное производство.
|