УДК 681.142.2
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ВЕРНЫМ ОТВЕТАМ
Рыжих Н.Е. – к.т.н., доцент
Кубанский государственный аграрный университет
В статье предложен способ программированного обучения с
помощью устройства, которое обеспечивает возможность чтения верных ответов
после самостоятельного обдумывания и написания ответов на вопросы. После
сравнения с верными ответами обучаемый оценивает свои знания.
Обучение, контроль знаний и тестирование способом выбора из нескольких
ответов на вопрос одного верного при применении ТСО и даже с применением
компьютеров малоэффективно, потому, что обучение в основном сводится к
тому чтобы найти верный ответ, а не познать и запомнить ответ на данный
вопрос. Традиционный метод запоминания учебного материала – это пересказ,
переосмысливание и в затруднительные моменты обращение к источнику. При
этом запоминание ответа наиболее эффективно происходит при зрительном
восприятии [1]. Эффективность запоминания зависит от частоты обращения
к источнику информации, индивидуальности мыслительного процесса, жизненного
опыта. Чтобы уменьшить количество обращений к учебнику создаются различные
примитивные активизированные барьеры: закрывают бумагой (линейкой) часть
учебного материала, переворачивают лист или закрывают книгу. Применяются
и различные механические устройства, создающие активные барьеры [2-4],
которые, однако, обучающие обходят, что затрудняет контроль знаний. Кроме
того, эти устройства сложны и трудоемки в управлении и подготовке вспомогательного
материала.
Для усвоения учебного материала, пользуясь традиционным методом запоминания,
возможно применять вместо примитивных приемов активизирующих обучение,
устройство с помощью которого проводят программированное обучение, контроль
знаний, а также самооценку обучаемым своих знаний. Позволяя оценивать
свои знания обучаемому мы этим уменьшаем загруженность преподавателя и
способствуем воспитанию у обучаемого объективности, честности и чувства
доверия.
1 - ручка для перемещения листков; 2 - листок для написания ответов; 3
- окно в крышке; 4 - листок с вопросами; 5 - ключ для открытия крышки;
6 - окна для написания оценок
Рисунок - УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В этом направлении с целью повышения эффективности обучения и воспитания
в КубГАУ разработано устройство для индивидуального обучения [5] (рисунок).
За ручку 1 обучающийся перемещает под прозрачную крышку листок (кассету)
4 с вопросами и верными ответами, чередующие за вторым вопросом, а рядом
точно так же протягивается вставленный в зажим чистый лист бумаги 2 для
написания на нем в окне 3 ответа. Обучаемый зрительно и проблемно воспринимая
вопрос, отвечает и по мере заполнения листа перемещает его под крышку.
Перемещение листков производится в одну сторону механизмом с храповым
устройством и предохранительной муфтой не допускающей их деформацию. После
ответа на второй вопрос вытягивается и просматривается верный ответ на
первый вопрос. Обучаемый сравнивает ответы, делает выводы, утверждается
в чем сомневался, что не знал – узнает, визуально воспринимая из ответа.
С целью сокращения времени на проверку ответов преподавателем и воспитания
доверия и честности у обучаемого, ученик сам оценивает ответы (это положительно
сказывается на запоминании) и ставит оценки в окошках 6, а итоговую за
все ответы сообщает преподавателю. Листок с ответами проверяется преподавателем,
а на следующих групповых занятиях делаются замечания тем, кто завысил
себе оценки. В последующем листки могут и не всегда проверяться.
Каким бы совершенным ни было устройство, учит не оно, а программа – вопросы
и верные ответы, заложенные в устройство, и преподаватель, создавший ее
(программа может быть в виде кассет по разделам темы).
Обучение с помощью таких машинок, себестоимость которых 150-200 руб,
возможно при самостоятельной подготовке; на лабораторно-практических занятиях
(для проверки знания по пройденному материалу и закрепления его, проводится
в начале занятия перед объяснением и изучением нового); при самостоятельной
проверке своих знаний и закрепления их, в этом случае можно работать с
машинкой и вдвоем, помогая друг другу и обобщая ответ. Эрудированным обучаемым
использование таких машинок позволит сократить время, не повторяясь в
обучении, но выявить в своем знании «белые пятна» по данному вопросу и
«закрыть» их, прочитав правильный ответ.
Программированное обучение по одному ответу с помощью устройства заставляет
обучающихся работать в темпе не ниже их возможностей, обеспечивая самостоятельное
изыскание ответа, эффективно повышает знания, а сопротивление соблазну
написать повышенную оценку воспитывает честность.
Устройство для программированного обучения по верным ответам в настоящее
время изготавливается, и чтобы оценить результаты его применения необходимо
провести апробацию, поправляя программу.
Устройство в будущем будет выполняться в виде тонкой папки или экрана
для высвечивания на нем верного ответа после самостоятельной работы.
Список литературных источников
1. Г.В. Карпов, В.А. Романин. Технические средства обучения. – М; Просвещение,
1979.
2. Пат. США №3451142, 1961.
3. А.С. СССР №190102, Бюл. №1, 1967.
4. А.С. СССР №938297 Бюл. №23, 1982.
5. Пат. Р.Ф. № 2222832 G 09 В 3/00, Устройство для индивидуального обучения.
Рыжих Н.Е. – Бюл. №3, 2004.
|