Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022,
выдано 20 мая 2008 года Федеральной службой по надзору в сфере
массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
ISSN 1990-4665
12+
  English
 Журнал
Главная
Свежий номер
Архив номеров
Разделы по отраслям науки
Разделы по специальностям
О журнале
Этика научных публикаций
Статистика
География

 Авторам
Порядок рецензирования
Требования к содержанию
Порядок публикации
Образцы документов
Оформление статей
Оформление ссылок
Статус публикаций
Авторские права
Наши авторы

 Редакция
Редакционный совет
Редколлегия
Объявления
Ссылки
Контакты

 Документы
Оформление и публикация (в одном файле)





Кто здесь?


CC BY  «Attribution» («Атрибуция»)
 Версия для печати
 Файл в формате pdf



УДК 338.436.33: 658.581 (470.62)

 

ПРИВАТИЗАЦИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

Скляр А.В. – аспирант

Кубанский государственный аграрный университет

 

В статье рассмотрены итоги приватизационных процессов АПК Кубани и названы причины возникновения сложностей в производственно-техническом обслуживании товаропроизводителей.

 

Агропромышленный сектор хозяйственного комплекса Краснодарского края занимает значительное место как по объемам производимой продукции, получаемым доходам, так и по социальной значимости, поэтому его необходимо совершенствовать и развивать.

Это предполагает привлечение инвестиций, связь с другими регионами, формирование агропромышленных хозяйств на основе прямого участия всех типов инвесторов во владении собственностью и решение многих социальных проблем.

Сложное положение в аграрной сфере в настоящее время – это неизбежное следствие избранного курса реформ и методов его осуществления. Реформы были начаты и проводились без предварительной социальной и научной проработки, уточнения их конкретных целей и задач, без должной экономической оценки и прогноза последствий их реализации. Важно, принимая те или иные макроэкономические решения, прогнозировать их последствия на микроэкономическом уровне.

Институциональные преобразования и, в частности, приватизация – одно из главных направлений экономической реформы. Она подразумевает передачу или продажу на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые будут в дальнейшем использовать ее в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты. Цель приватизации – это формирование широкого класса собственников, содействующих созданию рыночной экономики и демократического общества.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 4. 09. 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» должны были учитываться следующие особенности приватизируемых предприятий:

- отраслевая специфика;

- целесообразность сохранения профиля предприятий;

- монопольное положение предприятий в зоне их деятельности по отношению к производителям сельскохозяйственной продукции, потребителям услуг предприятий производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения;

- мнение трудового коллектива приватизируемого предприятия.

Однако это не было сделано, вследствие чего результаты приватизационного процесса не позволили улучшить финансовое положение предприятий, особенно по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса. Монопольное положение отраслей, изготавливающих средства производства для АПК и оказывающих крайне неблагоприятное воздействие на сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятия агросервиса (машиностроение, изготовление запасных частей, производство удобрений и т.д.), а также либерализация цен резко усилили диспаритет между сельским хозяйством и промышленностью. В итоге товаропроизводители не могут реализовать свою продукцию по реальным ценам, что лишает их оборотных средств. Эти и многие другие негативные последствия и меры к их устранению были изложены в Постановлении Главы администрации Краснодарского края от 10. 06. 1997 г. № 228 «О негативных последствиях приватизации некоторых предприятий Краснодарского края, вскрытых в ходе проверки обращений граждан к главе администрации края, и мерах по их устранению».

Главный недостаток модели состоявшейся приватизации заключается в том, что переход государственной собственности в частные руки не был непосредственно связан с улучшением экономического состояния предприятий. Многие, очевидно, предполагали, что все произойдет само собой и нерентабельное в прошлом станет рентабельным в будущем, а при свободной системе ценообразования цены возрастут, дефициты исчезнут, поднимутся прибыли, увеличится выпуск продукции, а затем откроются новые предприятия и автоматически сформируется рыночная инфраструктура. Эта непродуманная политика, наоборот, ухудшила состояние сельского хозяйства и как, следствие, экономическое положение сельских товаропроизводителей.

Однако отсутствие у сельских товаропроизводителей оборотных средств лишает их возможности своевременного и необходимого обновления техники. Данные о наличии технических средств на сельскохозяйственных предприятиях АПК Краснодарского края, представленные в таблице, свидетельствуют о постоянном сокращении сельскохозяйственной техники в хозяйствах края. Так, количество тракторов в 2003 году по сравнению с 1999 годом сократилось на 7 тыс. шт. и составило 83,6 %; грузовых автомобилей – на 4,3 тыс. шт. (80,8 %); зерноуборочных комбайнов – на 1,8 тыс. шт. (75 %). Эта тенденция наблюдается по всем видам техники, что, в свою очередь, влечет за собой снижение урожаев и сроков проводимых технологических работ, сокращение посевных площадей, ухудшение качества и уменьшение прибыли предприятий.

В условиях конкурентной среды основной задачей является максимилизация прибыли, что подтверждается опытом стран с действительно рыночной экономикой.


Наличие технических средств на сельскохозяйственных предприятиях АПК Краснодарского края


Между тем, современная практика показывает, что большинство приватизированных предприятий АПК края не стремятся к максимилизации прибыли: одни наращивают объемы производства и выходят на новые рынки, а другие – сокращают и даже приостанавливают производство, месяцами не выплачивая заработную плату. К тому же, проводимая реформа создала только правовые предпосылки для новых отношений, но не сформировала новый тип руководителя и предпринимателя-собственника. Условия для этого оказались неблагоприятные, поскольку при нарушении основ воспроизводства крайне затруднено становление среднего класса и обретение им экономической самостоятельности.

Для реализации приватизации федерального имущества в крае необходимо повышение эффективности управления федеральной собственностью и обеспечение планомерности процесса приватизации.

В соответствии с Программой социально–экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002–2004 годы) за № 1422-р от 09. 10. 2002 г. приватизация будет направлена на решение следующих задач:

- продолжение структурных преобразований в экономике;

- оптимизация структуры федеральной собственности;

- стимулирование привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и активизация фондового рынка;

- формирование доходов федерального бюджета.

Согласно Программе, в Краснодарском крае предполагается приватизировать 45 открытых акционерных обществ («Армавирский опытный машиностроительный завод», «Кропоткинский элеватор» и др.) и 46 федеральных государственных унитарных предприятий («Анапская автоколонна №1489», «Красноармейская передвижная механизированная колонна», «Лабинскнефтепродукт» и пр.). Это позволит продолжить структурные преобразования в экономике АПК Краснодарского края и решить ряд принципиальных вопросов, определенных приватизацией, усложнением инвестирования, межрегиональными связями, воспитанием нового типа собственника-руководителя.


 
© Кубанский государственный аграрный университет, 2003-2021
Разработка и поддержка сайта: ЦИТ КубГАУ

Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022
ISSN 1990-4665