Моделирование взаимовыгодного сотрудничества в ассоциациях агропромышленного
комплекса
Аршинов В.Г.
– соискатель
Кубанский
государственный аграрный университет
Предложено применение математической модели создания и функционирования
ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающего предприятия
на примере молочного подкомплекса Новобурасского района Саратовской области.
Рассмотрена одна из
математических моделей взаимовыгодных отношений членов интегрированного формирования
– ассоциации вида:
.(1)
где – условная мера заинтересованности
монополиста и сельскохозяйственного производителя в партнерстве ; –
закупочная цена единицы сырья у сельскохозяйственных товаропроизводителей; – рыночная цена единицы готовой продукции перерабатывающего
предприятия; –
функция спроса; –
количество сырья, полученное сельскохозяйственным товаропроизводителем; – количество сырья, закупленное молочным заводом; – издержки на переработку единицы сырья молочным заводом.
В соотношении (1)
параметр по
своей сути характеризует структуру экономических отношений между
сельскохозяйственными товаропроизводителями молочной продукции и
перерабатывающим предприятием – молокозаводом. В то же время является своеобразной
мерой рыночных отношений партнеров, образующих ассоциацию.
Зависимость объемов
реализации готовой продукции от цены реализации на нее зададим линейной
функцией спроса D(Pz):
,
(2)
где – количество реализованной готовой продукции;
– цена реализации
единицы продукции; ,
– коэффициенты,
определяемые соответствующими статистическими данными динамики изменения закупочных
цен на сырье во временном периоде.
Пусть – уровень рентабельности
перерабатывающего предприятия (%), тогда
.
(3)
После подстановки формул
(2), (3) в соотношение (1) математическая модель взвешенной прибыли ассоциации
будет иметь следующий вид:
.
(4)
Уравнение
(4) позволит найти параметры взаимовыгодного партнерства сельскохозяйственных
товаропроизводителей сырья и перерабатывающего предприятия в условиях,
сложившихся в молочном подкомплексе.
Предложенная
экономико-математическая модель взаимовыгодного сотрудничества
сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающего предприятия была
апробирована на примере молочного подкомплекса Новобурасского района
Саратовской области.
Найдены
коэффициенты функции спроса D(Pz) = -1,1534, = 899,62.
Следовательно,
подставляя полученные значения коэффициентов и в (4), получим взвешенную прибыль ассоциации
сельскохозяйственных товаропроизводителей и молокозавода ОАО «Новобурасский»:
Апробация
математической модели позволила выявить следующее. При закупочной цене руб./ц и сельскохозяйственные
товаропроизводители не покрывают издержек на произведенное сырье, даже при самостоятельной
реализации части сырья по рыночным ценам, а доля прибыли молокозавода
достаточно высока. Если закупочная цена на сырье будет в пределах 140–160 руб./ц, а , то сельскохозяйственный
товаропроизводитель получит прибыль, достаточную для покрытия издержек и
воспроизводства. При этом прибыль молокозавода будет меньше максимальной, но
достаточной для того, чтобы обеспечить взаимовыгодное сотрудничество со
стабильным положением и развитием производств обеих сторон.
Следовательно,
при снижении закупочных цен на сырье формируются экономически оправданные условия
совместимости экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей
и молочного завода в едином интегрируемом объединении.
Расчеты показали, что при
, закупочных
ценах руб./ц
прибыль молокозавода ОАО «Новобурасский» соответственно составит руб., а сельскохозяйственных
товаропроизводителей – соответственно . Следовательно, рентабельность работы обоих
партнеров интегрированного формирования
В
предложенной математической модели экономической совместимости интересов
сельскохозяйственных товаропроизводителей и молокозавода ОАО «Новобурасский»
Новобурасского района Саратовской области в рамках ассоциации в рыночных
условиях реализована возможность выбора параметров, устраняющих монопольный
диктат закупочных цен на сырье у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Введение в модель функции спроса на продукцию завода с заданной эластичностью
отражает динамику ценообразования при реализации готовой продукции перерабатывающим
предприятиям. Расчетным путем найдены научно обоснованные параметры цен на
молоко, позволяющие обеспечить достаточную рентабельность партнеров в
интегрируемом формировании.
Возможность
самостоятельно реализовать часть продукции по ценам, близким к рыночным,
создает условия для рентабельности сельскохозяйственного товаропроизводителя
даже при невысоких закупочных ценах. Получая сырье не в полном объеме,
молокозавод не полностью загружает свои производственные мощности.
Следовательно, это оборачивается дополнительными издержками и недополучением
прибыли, что ведет к росту цен на готовую молочную продукцию и снижению ее
конкурентоспособности на продовольственном рынке.
|