Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022,
выдано 20 мая 2008 года Федеральной службой по надзору в сфере
массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
ISSN 1990-4665
12+
  English
 Журнал
Главная
Свежий номер
Архив номеров
Разделы по отраслям науки
Разделы по специальностям
О журнале
Этика научных публикаций
Статистика
География

 Авторам
Порядок рецензирования
Требования к содержанию
Порядок публикации
Образцы документов
Оформление статей
Оформление ссылок
Статус публикаций
Авторские права
Наши авторы

 Редакция
Редакционный совет
Редколлегия
Объявления
Ссылки
Контакты

 Документы
Оформление и публикация (в одном файле)





Кто здесь?


CC BY  «Attribution» («Атрибуция»)
 Версия для печати
 Файл в формате pdf


УДК 658.7 (07)

ПУТИ СНИЖЕНИЯ ЦЕНОВЫХ РИСКОВ ПРИ СБЫТЕ САХАРНОЙ ПРОДУКЦИИ

Кизим К.А., – аспирант

Кубанский государственный университет

В статье автором предлагается стабилизационная матричная модель, направленная создание предпосылок экономического роста производства сахара, повышения конкурентоспособности продукции, сохранения позиций корпораций на внутреннем рынке и в перспективе – продвижение на внешние рынки.

Формирование рыночной системы хозяйствования, использование экономических методов управления привели к отказу от детерминированности развития социально-экономических систем и заставили признать вероятностный характер стохастичности хозяйственного процесса. Произошедшие преобразования обусловили целый ряд актуальных проблем, от решения которых зависит построение экономического механизма, обеспечивающего сбалансированное и стабильное развитие отраслей, формирующих агропромышленный сектор. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятий сахарного комплекса зависит от того, как они используют свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и конкурентоспобности, как внедряют достижения научно-технического прогресса. Для устойчивого функционирования свеклосахарного комплекса в условиях изменений окружающей среды приобретают особую значимость вопросы адаптации риск-менеджмента предприятий к финансовым рискам данной отрасли.

Одним из основных препятствий является наличие высокого уровня финансовых рисков, которые сопутствуют процессу снабжения сырьем, производству и реализации готовой продукции. Эти риски обусловлены:

- неопределенностью и существующими ценовыми флуктуациями на мировом рынке сырца, вследствие его недопоставки всвязи с развитием альтернативного вида топлива;

- сезонностью поставки отечественного сырья для производства продукции;

- нехваткой опыта персонала предприятий в области риск-менеджмента.

 Соответственно, можно утверждать, что хозяйствующий субъект, который решит задачу оптимизации рисков, сведению их к минимуму без снижения рентабельности экономической деятельности, получит значительные конкурентные преимущества на отечественном сахарном рынке по сравнению с другими его участниками. В масштабах макроэкономики решение проблемы оптимизации финансовых рисков при снабжении сахарных заводов зарубежным сырьем придаст новый импульс развитию отрасли и позволит привлечь новые инвестиции.

Износ основных производственных фондов сахарных заводов составляет около 70%. Большинство заводов - изготовителей, выпускающих серийное оборудование для сахарных заводов, находится на Украине, тогда как в России его производится всего около 15%.

Наиболее используемыми вариантами обновления основных фондов являются:

-  поиск оптимального поставщика оборудования, готового инвестировать средства в условиях нестабильной экономической ситуации;

-  лизинг оборудования, который позволяет в условиях сравнительно меньшего финансового напряжения (т.е. рассредоточения затрат во времени) обновлять основные фонды, формировать техническую базу производства для новых видов продукции, расплачиваясь за арендованное имущество по мере получения дохода от производимой с помощью этого имущества продукции. По сравнению с кредитом лизинг является более доступной формой привлечения инвестиций, поскольку не требует сложного пакета гарантий по кредитной сделке, т.к. завод получает фонды в полную собственность лишь при условии полного выкупа (тяжесть бремени по гарантированию кредитной сделки в этом случае перекладывается на лизинговую компанию).

Сельхоз производители, получающие сахар от заводов в счет поставляемого ими сырья (свеклы) при реализации сахара ориентируются не неорганизованный сектор торговли. Поиск покупателя, способного заплатить за сахар, приводит сельхозпроизводителей к посредническим структурам и, естественно, к росту цен на конечную продукцию. Несколько лучше обстоит дело с реализацией продукции сахарными заводами. Однако и здесь много негативных моментов. Причем, широкое распространение получила в Краснодарском крае реализация сахара по бартеру, а также при участии мелких посредников, часть из которых действует на рынке без образования юридического лица [2].

Проведенный анализ процессов, происходящих в сахарной промышленности позволил выявить первостепенные проблемы, решение которых требует значительного вложения средств, среди которых можно выделить:

-  низкий уровень материально-технического обеспечения сахарных заводов;

-  низкий уровень машинно-технологического обеспечения свеклопроизводителей;

-  отсутствие средств на внедрение новых технологий, позволяющих повысить коэффициент извлечения сахара из сырца и выход сахара из свеклы;

-  отсутствие средств для диверсификации производства на основе использования продуктов переработки сахарной промышленности;

-  недостаток качественного посевного материала.

Перспективной формой инвестирования сахарных заводов Краснодарского края, по мнению специалистов, является оперативный лизинг[1]: заводы получают возможность эксплуатировать оборудование, не затрачивая при этом крупных сумм на инвестирование и не замораживая капитал на длительные сроки. Кроме того, в создавшихся условиях необходимо увеличить дополнительную финансовую поддержку производителям сахарной свеклы через систему кредитования затрат, связанных с производством и переработкой сахарной свеклы. Большое значение для развития сахарной промышленности в Краснодарском крае имеет поддержка региональных органов власти в виде предоставления гарантий по кредитам, предоставления субсидий и привлечении иностранных инвестиций на сахарные заводы.

По мнению автора статьи, организация срочного рынка на продукцию АПК позволит существенно снизить риски отрасли. Автором отмечается, что за последние 12 лет на российском рынке предпринимались неоднократные попытки организовать биржевую торговлю готовой продукции при помощи срочных инструментов (форвард, фьючерс и опцион), в том числе и на продукцию аграрно-промышленного комплекса — зерновые, масличные, сахар, мясо, растительные масла и пр. По состоянию на конец 2005 г. в силу разных причин ни один российский проект не заработал.

В России "законодателями" ценообразования на рынке сахара в значительной степени являются заводы Краснодарского края. Хотя производящих сахар крупных регионов, как минимум восемь, Кубань является своеобразным "градусником" рынка. Цена во всех регионах равна цене Краснодара плюс железнодорожный тариф плюс расходы по перевалке на складе, которые составляют 300–350 руб. с тонны. Однако рыночная ситуация в последние годы такова, что реальная, существующая цена намного меньше, чем показывает нехитрый расчет, поэтому она не покрывает затрат на хранение и перевалку.

Согласно статистическим данным, в Краснодарском крае находится 16 сахарных заводов [4]. Собственниками кубанских заводов являются 5 корпораций: наиболее крупная из них "Евросервис", которой принадлежит 8 сахарных заводов.

Для предприятий сахарной отрасли Краснодарского края существует проблема выбора исходного сырья для выпуска продукции. Ситуация обстоит таким образом, что свекла — основной продукт для производства сахара имеет сезонный характер своего роста. Это обуславливает ограниченность данного продукта. Некоторые сахарные заводы кредитуют сельхозпредприятия, чтобы в дальнейшем пользоваться выпущенной ими продукцией в первостепенном масштабе [3].

На основе исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятий сахарной отрасли Краснодарского края, нами было установлено, что наиболее рисковой составляющей функционирования заводов является цена на выпущенную продукцию. Цены диктуются рынком, и не имеют прямой зависимости от производственной себестоимости сахара, что зачастую приводит к установлению на рынке цен, не обеспечивающих покрытие затрат производителей на выпуск продукции. Это делает процесс производства сахара неритмичным, приводит к образованию больших запасов сахара. Данная проблема пересекается с пониженным спросом на сахар, время от времени это происходит в следствии повышенной конкуренции в отрасли (в Южном регионе) и импорта сахара из стран СНГ (Белоруссия) по ценам ниже рыночных. Наиболее эффективным по мнению автора вариантом снижения данного фактора является использование государственных рычагов, а именно посредством взаимодействия хозяйствующих субъектов с Администрацией Краснодарского края через департамент сахарной отрасли. Была предпринята попытка к нахождению наиболее значимого и эффективного способа минимизации риска для достижения наилучшего результата, как для производителей сахара, так и для экономики региона в целом.

В этой связи автором статьи предлагается стабилизационная модель взаимодействия объектов рыночной среды, функционирующая в интересах собственников заводов и краевых органов власти, включая интересы населения территории, путем создания Отраслевого Регионального Центра (ОРЦ). В отношении сахарных заводов данному органу вменяется несколько функций и задач, основными из которых являются:

1. Приобретение у сахарных заводов гарантированного объема готовой продукции сахарных заводов ежемесячно.

2. Товарные интервенции под реализацию в период пониженного спроса.

3. Хранение готовой продукции на региональных складах.

4. Реализация сахара по каналам распределения (в том числе и зарубеж) и ряд других подфункций.

Механизм создания ОРЦ

Администрация Краснодарского края через Департамент сахарной отрасли по Краснодарскому краю побуждает 5 корпораций-собственников в лице 16 действующих от их имени сахарных заводов края (их названия приведены на сайте икар.ru) объединить установленную часть финансовых ресурсов в виде ежегодных отчислений (определяемую в %-м выражении к выручке заводов исходя из реальных объемов производства) для создания предложенного регионального центра. Вводится условие уменьшения ежегодных отчислений, производимых корпорациями в процентном выражении от прибыли, получаемой ОРЦ. Предполагается покупка ОРЦ объемов сахарной продукции у заводов под обязательства-гарантии в течение отчетного месяца рассчитаться за взятый объем сахара.

Администрации Краснодарского края инициирует строительство регионального склада, включая затраты на организацию финансово-логистического отдела ОРЦ, по нашему мнению, численность персонала ОРЦ должна составляя 15–20 человек.

Факторами, стимулирующими вступление в него сахарных заводов выступает:

1. Содействие Департамента сахарной отрасли под обязательство Администрации края в развитии собственной сырьевой базы заводов-изготовителей сахара, т.е. речь идет о приобретении в собственность (аренду) заводами сельскохозяйственных площадей для возделывания свеклы, и влияние посредством экономических стимулов на кубанских сельхозпроизводителей по вопросам, соблюдения должного севоборота и наращивания объемов возделывания сырья для сахарной отрасли. В отношении стимулирования сельхозпроизводителей планируется осуществление финансовой поддержки по следующим направлениям:

-  возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты;

-  субсидии на увеличение производства сахарной свеклы при следовании сельхозпроизводителей предписанию Департамента о выращивании и реализации свеклы для того или иного завода в пропорциональном количестве с учетом месторасположения последних;

-  компенсация части затрат на страхование сельхоз культур;

-  компенсация доли затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

2. Упрощение схемы субсидий и кредитов (систем кредитования, так называемых субсидированных кредитов, уменьшение бюрократических проволочек) для сахарных заводов, что даст толчок к обновлению основных производственных фондов. Данные меры приведут к увеличению производительности, снижению затрат, как прямых, так и накладных.

3. Заключение контракта с ОРЦ на гарантированный сбыт готовой продукции.

Создание ОРЦ направлено на развитие общего интегрированного экономического пространства с скоординированной производственно-сбытовой инфраструктурой, проведение единой научно-технической и инвестиционной политики. Эту установку целесообразно сделать ядром стратегии вывода из кризиса ряда субъектов хозяйствования Краснодарского края. Проблема состоит в одновременной разноправленности интересов сторон, входящих в ОРЦ, что предполагает необходимость формирования организационно-экономических механизмов, способных согласовать интересы этих сторон и сделать деятельность обоюдовыгодной. ОРЦ заинтересован в экономическом росте сахарных заводов, наличии в их пользовании собственной сырьевой базы, квалифицированной рабочей силы и высоких технологий, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции.

На рисунке 1 представлена схема взаимодействия участников ОРЦ между собой и с другими субъектами экономических отношений.


Рис. 1. Схема взаимодействия участников ОРЦ[1]

Механизм слияния капиталов корпораций предопределяет соответствующий характер их дотационно-доходной части функционирования ОРЦ.

Данные меры предполагается достичь за счет квотирования определенных мероприятий, прежде всего касающихся непосредственных интересов экономики региона, свеклосеющих и сахарных заводов.

При определении квоты должны учитываться:

-  емкость регионального рынка сахара;

-  производственные мощности и уровень их использования сахарными заводами;

-  рыночная и интервенционная цена на сахар;

-  рыночная и гарантированная цена на свеклу;

-  уровень платежеспособности населения.

В ближайшей перспективе ценовое регулирование, осуществляемое Департаментом сахарной отрасли будет включать:

- систему цен — гарантированную цену на свеклу; компенсационную цену на сахар;

- фонд поддержки свеклопроизводителей и корпоративных интересов;

- систему квот, в защиту свеклоперерабатывающей отрасли по снижению количества так называемых "серых схем" по ввозу и легализации сахарного сырца.

Реализация предложений, выстроенных в разработанной автором статьи стабилизационной матричной модели, направлена на создание предпосылок экономического роста производства сахара, повышения конкурентоспособности продукции, сохранения позиций корпораций на внутреннем рынке и в перспективе — продвижение на внешние рынки.


Список используемой литературы:

1.  Власова И. Особенности инвестиционных процессов в сахарной промышленности // Независимый консультант. 2002.

2. Ежемесячный обзор рынка сахара России. 2005.

3.  3ИА "Интерфакс-Юг" Сахарный завод "Викор" предоставил кредит 18 хозяйствам Кубани / www.isco-i.ru.

4. Официальные издания Федеральной службы государственной статистики РФ, Краснодарского краевого комитета государственной статистики.

[1] Построена автором


 
© Кубанский государственный аграрный университет, 2003-2021
Разработка и поддержка сайта: ЦИТ КубГАУ

Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022
ISSN 1990-4665