УДК 657 (075.8)
НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ
ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
Белова
М. В. – соискатель, ст. преподаватель
Российский государственный
торгово-экономический университет
В статье рассмотрены современные
тенденции развития управленческого учета и анализа хозяйствующих субъектов.
Отражены основные видения автора на пути дальнейшего внедрения и
совершенствования управленческого учета.
В условиях
реальной конкуренции инструментом достижения стратегических целей компании является создание эффективной
системы управления, опирающейся на информацию, полученную в результате внедрения
управленческого учета.
В
данной работе мы акцентируем внимание на проблеме выделения издержек, которые
являются основополагающими для принятия тех или иных управленческих решений, а
также на необходимости оценки их реакции в ответ на изменения в уровне деятельности
предприятия, что является первым шагом при анализе последствий каждого решения.
В
процессе построения системы информационного обеспечения управления затратами
управленческий учет призван формировать группы показателей, отражающих сумму и
состав затрат, объемы деятельности и, как результат, состав получаемых доходов.
В ходе формирования показателей управленческого учета для исследуемых
нами организаций, являющихся структурными подразделениями Краснодарского
отделения Северо-Кавказской железной дороги – филиала открытого акционерного
общества «Российские железные дороги» – нам предстояло решить следующие задачи:
- создать сбалансированную
систему показателей, предоставляющих возможность эффективного управления
деятельностью хозяйствующего субъекта;
- на ее основе обеспечить
единство целей отдельных структурных подразделений и стратегии организации в
целом.
Данные анализа основных показателей,
характеризующих деятельность ОАО «РЖД», свидетельствуют о сложной структуре
и широкой географической протяженности компании, многообразии видов ее деятельности.
В составе организации объединены структурные подразделения с целевой направленностью деятельности и
зависимостью размеров производства
от вида хозяйства, выполняющие широкий ассортимент перевозок и услуг, не
связанных с перевозками.
Это предполагает, что понадобятся
значительные усилия для решения задач экономического развития и качественного
совершенствования отрасли, которое может быть обеспечено не только за счет
повышения доходности перевозок, но и эффективного управления затратами,
основанного на повышении качества управления финансовым результатом компании.
Механизм
управления операционной прибылью находится в тесной взаимосвязи с показателями
объема реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Причем издержки по
своему характеру можно подразделить на два вида: текущие и долговременные.
Именно первые связаны с решением тактических задач для осуществления
хозяйственной деятельности.
Процесс
выработки управленческого решения на уровне центра ответственности
подразделения заключается непосредственно в сравнении между собой текущих
затрат по каждой альтернативе и на основе этих данных в оценке возможных
вариантов решения проблемы.
Движение
издержек производства в организации зависит не только от цен на исходные
ресурсы, но и от количества ресурсов, которое можно привлечь к производству для
потребления технологическими мощностями. Ведь изменить объем производства можно
путем соединения изменяющегося количества ресурсов с фиксированными мощностями.
Именно это, то есть технологический аспект формирования издержек, даст ответ на
вопрос: каким образом будет изменяться объем производства по мере того, как все
большее и большее количество переменных ресурсов будет присоединяться к
постоянным ресурсам предприятия?
Чтобы
получить ответ и не погрязнуть при этом в большом объеме информации,
необходимо, используя опыт знания о прошлых затратах, произвести оценку затрат,
которые могут возникнуть в результате принимаемых решений, в то же время не
являясь прошлыми, историческими данными. Хотя прошлые данные о затратах, тем не
менее, необходимы как основная база для прогнозирования величины и поведения
будущих затрат.
Релевантный
подход позволяет в процессе принятия управленческого решения сконцентрировать
внимание только на существенной информации, что при значительных ее объемах
позволяет ускорить процесс выработки оптимального решения. Разграничение
определенных проблемных ситуаций, целевых показателей, а также поиск важнейших
факторов, оказывающих на них влияние, дает возможность определить события в
рамках общей проблемной ситуации. При выдвижении на доминирующее место вопросов
управления операционными затратами возникает возможность построения базы знаний
и опыта с помощью управленческого учета.
В
рыночных условиях цена на продукцию устанавливается в зависимости от спроса и
предложения: из-за давления конкурентов – независимых перевозчиков – часто
предприятия ОАО «РЖД» уже не в силах диктовать свои условия покупателю. Поэтому
руководство компании должно иметь информацию, какова минимальная цена, по
которой оно может позволить себе производить и продавать ту или иную продукцию.
Получение такой информации обеспечивает система показателей управленческого
учета.
Ядро организации управленческого учета составляет система показателей
управленческой отчетности, так как именно финансово-экономические показатели
находятся в центре внимания руководителя при анализе деятельности подчиненных
подразделений и принятии управленческих решений.
Финансово-экономические показатели важны не сами по себе, а
чаще всего в сопоставлении с аналогичными показателями за другие отчетные
периоды, или по другим подразделениям, или в сопоставлении с плановыми данными.
Кроме того, интерес представляет анализ тенденций изменения показателей,
изменений в структуре показателя (например, в структуре затрат), выявление
причин, повлекших те или иные изменения в значениях показателей.
Для решения подобных задач имеется широкий набор методов экономического
анализа, ряд которых использован нами для анализа показателей системы
управленческой отчетности.
Управленческий анализ позволяет разработать функциональную стратегию и
организационно-экономическую модель развития структурных подразделений и
компании в целом в соответствии с требованиями рыночной модели экономики.
Принятие решений осуществляется в виде функций
управления: планирования, организации и контроля. Экономический анализ, как и
другие виды управленческой деятельности, относится к специфическим функциям
управления.
Внутренний управленческий анализ – часть
управленческого учета, часть информационно-аналитического обеспечения
руководства предприятия.
Общие функции экономического
управления можно определить так:
- информационное обеспечение управления (сбор,
обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах);
- анализ и оценка хода и результатов экономической
деятельности, оценка ее успешности и возможностей совершенствования на
основании научно обоснованных критериев;
- планирование, прогнозирование экономической системы:
перспективное и текущее;
- организация управления с целью эффективного
функционирования элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации
использования трудовых, материальных и денежных ресурсов экономической системы;
- контроль выполнения бизнес-планов и управленческих
решений.
Первые две функции отражают как бы технологические
этапы управления, которые сводятся к информационному и аналитическому обеспечению
управленческих решений.
По содержанию процесса управления выделяют:
- перспективный (прогнозный, предварительный) анализ;
- оперативный анализ;
- текущий (ретроспективный) анализ по итогам
деятельности за тот или иной период.
Текущий анализ – это система периодического
всестороннего изучения результатов хозяйственной деятельности для объективной
оценки выполнения бизнес-планов и достигнутой эффективности производства, комплексного
выявления внутрипроизводственных резервов, мобилизации их для повышения
эффективности хозяйствования в последующие периоды. Особенностью текущего
анализа является ретроспективный взгляд на хозяйственную деятельность, изучение
свершившихся процессов. Текущий анализ проводится преимущественно по
документированным источникам информации по данным бухгалтерской и
статистической отчетности. Это позволяет типизировать процедуры анализа,
использовать единые методики.
Текущий анализ позволяет упорядочить постановку повседневных
аналитических задач, выявить общие закономерности их решения. В основе текущего
анализа лежит принцип исследования хозяйственной деятельности через призму
выполнения установленных задач: планов, графиков, норм, заказов, нарядов и т.
д.
В
процессе анализа показателей управленческой отчетности применяется ряд
специальных способов и приемов. В их число можно включить использование
абсолютных, относительных и средних величин. Это применение сравнения,
группировки, факторного метода, балансового метода: употребление вертикального,
горизонтального, трендового методов анализа, а так же моделирование.
Организация оперативного
учета и анализа затрат по технологическим комплексам позволит решать ряд задач,
таких, как анализ затрат на перевозку грузов и пассажиров по конкретным
маршрутам и их участкам, анализ эффективности использования технических средств
на различных участках сети, выявление затратных и убыточных участков и т. д.
Для построения
организационно-производственной модели управленческого учета затрат по
технологическим комплексам, позволяющей оперативно реагировать на изменение
затрат, отражающей распределение затрат по центрам ответственности и местам
возникновения подразделений, обслуживающих тот или иной технологический
комплекс, мы предлагаем использовать описанные нами ранее принципы выделения
объектов затрат, носителей затрат и формирования системы показателей учета.
Для построения
организационно-производственной модели управленческого учета затрат мы
предлагаем принять за основу следующие принципы.
Все предприятия и структурные
подразделения железнодорожного транспорта группируются по отраслям хозяйства,
отражающим технологические особенности выполняемых предприятиями операций и
используемых технических средств. Общие затраты на эксплуатацию конкретного технологического
комплекса в целом представляют собой сумму расходов по всем отраслям хозяйств и
общехозяйственных расходов. В зависимости от
процедур учета или выполняемых функций места возникновения издержек можно
классифицировать с целью эффективного учета и отражения реальной ситуации на
предприятии.
С
точки зрения процедур учета, затраты основных мест возникновения
распределяются: на прямые основных мест возникновения затрат, прямые затраты
вспомогательных мест возникновения издержек – сетевые затраты,
общехозяйственные расходы основных и вспомогательных мест возникновения затрат.
В
основных местах возникновения издержек непосредственно изготавливается
продукция, предназначенная для реализации. Возникающие прямые издержки
напрямую относят на единицу продукции (заказ) в соответствии с установленными
нормами и нормативами.
Вспомогательные места возникновения
затрат оказывают дополнительные услуги основному производству и косвенно
влияют на этот процесс. В связи со сложностью их прямого включения в
изготовляемую продукцию стоимость услуг для собственных нужд распределяется на
основную продукцию в соответствии с избранной базой. Согласно специфике
организации производственного процесса железнодорожных предприятий в общую
сумму расходов по технологическому комплексу включаются затраты различных видов
хозяйств, без осуществления деятельности которых технологический комплекс не
может выполнить свою деятельность. Поэтому часть затрат, относящихся к
обеспечивающим процессам технологического комплекса, обслуживающим хозяйства,
сами являющиеся, в свою очередь, отдельными технологическими комплексами,
передают как общесетевые расходы.
Общие затраты по сети состоят из
затрат предприятий (подразделений) их обслуживающих, а также общехозяйственных
расходов.
Аналитическая информация о затратах,
содержащая сравнительные показатели деятельности за несколько рабочих периодов
позволит выявить причины отклонений фактических данных от плановых с целью принятия
решений, направленных на снижение затрат по технологическим комплексам.
Большинство положений
организационной модели управления затратами по технологическим комплексам,
применимо и при построении системы управленческого учета по любым другим
аналитическим разрезам, уровням управления и функциональным направлениям.
Руководствуясь данными аналитических расчетов по разработанной
организационной модели структурные подразделения ОАО «РЖД» получают возможность
выявления факторов, обеспечивающих сокращение затрат на железнодорожные
перевозки и услуги, не связанные с перевозками до оптимального уровня.
Повышение
доходности и сокращение затрат с целью повышения конкурентоспособности
продукции до мирового уровня ставит перед ОАО «РЖД» новые задачи, решение
которых возможно на основе современных методов организации учета и анализа.
Список
литературы
1.
Безруких, П. С. Состав и учет издержек производства и обращения / П. С.
Безруких. – М. : ФКБ «Контакт», 1996. – 425 с.
2.
Безус, О. Н. Организация управленческого учета в новых условиях хозяйствования /
О. Н. Безус // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. – 2002. – № 2. –
С. 8–12.
3.
Вахрушина, М. А. Внутрипроизводственный учет и отчетность / М. А. Вахрушина. – М.
: АКДИ «Экономика и жизнь», 2000. – 368 с.
4.
Вахрушина, М. А. Бухгалтерский управленческий учет / М. А. Вахрушина. – М. : Омега-Л., Высш. Школа, 2003. – 528 с.
5. Врублевский, Н. Д.
Построение системы счетов управленческого учета / Н. Д. Врублевский // Бухгалтерский
учет. – 2000. – № 17. – С. 58–62.
6. Гаррисон, Д. Ч.
Оперативно-калькуляционный учет производства и сбыта / Д. Ч. Гаррисон. – М. :
Техника управления, 1930. – 317 с.
7. Говдя, В. В.
Внедрение управленческого учета – путь к экономическому успеху / В. В. Говдя,
Ж. В. Дегальцева // Нормативные акты для бухгалтера Краснодарского края. – 2005.
– № 1. – С. 21–27.
8. Друри,
К. Введение в управленческий и производственный учет / К. Друри : пер. с англ.
Н. Д. Эриашвили. – М. : ЮНИТИ, 1998. – 560 с.
9. Друри,
К. Управленческий и производственный учет / К. Друри. – М. : ЮНИТИ, 2002. – 1412
с.
10. Шеремет, А. Д. Управленческий учет / А. Д.
Шеремет. – М. : ФБК-ПРЕСС, 2001. – 512 с.
|