Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022,
выдано 20 мая 2008 года Федеральной службой по надзору в сфере
массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
ISSN 1990-4665
12+
  English
 Журнал
Главная
Свежий номер
Архив номеров
Разделы по отраслям науки
Разделы по специальностям
О журнале
Этика научных публикаций
Статистика
География

 Авторам
Порядок рецензирования
Требования к содержанию
Порядок публикации
Образцы документов
Оформление статей
Оформление ссылок
Статус публикаций
Авторские права
Наши авторы

 Редакция
Редакционный совет
Редколлегия
Объявления
Ссылки
Контакты

 Документы
Оформление и публикация (в одном файле)





Кто здесь?


CC BY  «Attribution» («Атрибуция»)
 Версия для печати
 Файл в формате pdf


УДК 657.1:658.32.011.56

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

Першин С. П. – аспирант

Кубанский государственный аграрный университет

В статье рассмотрены проблемы и факторы существования и развития управленческой учетной системы субъектов хозяйственных взаимоотношений как внутри организации, так и в их глобальной взаимосвязи. Отражены основные видения автора на дальнейшие пути совершенствования существующей учетной системы.

Обращаясь к сегодняшней практике, можно с уверенностью отметить, что существует довольно большое количество организаций, в которых хорошо развит и поставлен управленческий учет, обеспечивающий реализацию своей основной задачи. Здесь и должный бухгалтерский учет, и каналы и способы представления информации, используется та или иная методика учета, анализа различного вида затрат по самым разным статьям и элементам. Используются определенные методы расчета и анализа эффективности хозяйственной деятельности. Но насколько это полезно? Руководитель субъекта хозяйствования, основной действующей единицы рыночной экономики, не говоря уже о градообразующих гигантах и монополистах, учитывая трудовой, социальный ресурс хозяйства, вынужден для нахождения наиболее верного решения в конкретной ситуации принимать во внимание множество факторов, секторов и областей окружающей действительности. Руководителем такого субъекта хозяйствования должен быть хорошо подготовленный, грамотный человек, способный наиболее объективно в конкретной ситуации обработать полученную информацию и принять практически единственно верное решение. Замещая людьми, обладающими указанными качествами все должности, предусмотренные штатным расписанием организации, при условии инициативной беспрепятственной реализации функций в рамках должностных полномочий, получим безотказно работающий, динамично развивающийся механизм. К сожалению, существенное количество организаций управляются людьми, не обладающими в должной мере знаниями и навыками детального анализа учетных данных и норм законодательства, а то и вовсе их не понимающими. Так, ряд существующих комплексных программ автоматизации учета уже предлагает определенные способы анализа и обобщения информации, формируемой для целей управления. Чтобы в должной мере их использовать, необходимо как понимание алгоритма и целей расчета показателей, так и навыки их использования. В результате несоответствия руководителей вышеуказанным требованиям решения принимаются по личному усмотрению, в надежде на русское "авось".

В ключе рассматриваемого вопроса обратимся к некоторым нормам законодательства. Так, согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно п. 3 данной статьи к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила указанного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В то же время согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и исполнять гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Согласно п. 2 рассматриваемой статьи юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

При этом до вступления в законную силу обвинительного приговора суда подсудимый считается невиновным в совершении инкриминируемого ему преступления.

Данное утверждение обосновано не только принципом презумпции невиновности в уголовном процессе, но и принципом вины в уголовном праве, который закреплен в ст. 5 УК РФ, согласно которому:

1) лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина;

2) объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Таким образом, в Российской Федерации не допускается объективное вменение в отношении любого лица, соответственно, наказать за оплошности в управлении и заставить работать эффективнее государство просто не вправе. Оно может только способствовать, обеспечить для этого необходимые условия, но, как видим, пока что это не получается, либо получается, но не для всех. Такова особенность менталитета населения страны, это не позволяет установить стабильно действующий закон, не удается разработать и внедрить универсальные, точные, всеобъемлющие правила. Решение такой проблемы, возможно, заключается в установлении (стимулировании) нравственно ориентированного патриотического настроения в обществе, в сфере его руководящего звена.

Немаловажная проблема имеет место и в способе организации учетной системы страны. Так, управленческий учет представляется как система, обеспечивающая информацией, которая необходима для принятия решений управленческого характера. Отметим, что такая информация может являться необходимой не только сугубо для внутренних нужд хозяйственника, но и для обеспечения его деятельности в масштабах района, региона, округа и всей страны.

Безусловно, бухгалтерская наука играет весьма существенную роль в обеспечении успешного расширенного воспроизводства. Однако далеко не все проблемы ей под силу. Так, даже идеально поставленный учет, произведенный на его базе современный, всесторонний тщательный анализ вряд ли решат проблему нехватки или удорожания ГСМ, запредельного морального и физического износа ведущей части основных фондов, ущербного социального обслуживания работающего коллектива. Это проблемы эффективности хозяйственной деятельности, коммуникационного обеспечения. Увеличение степени детализации затрат и разбора по бесчисленным центрам ответственности делает необходимым обращение к одному из основополагающих принципов бухгалтерского учета – экономичности, провозглашающего окупаемость ведомой учетной информации. Ведение дополнительных форм контроля и отчетности по отдельным фактам хозяйственной деятельности приводят к существенному торможению хозяйственного процесса и, в свою очередь, к увеличению времени на обработку и представление информации. Работа в жестких условиях рынка требует высокой эффективности. А все больший объем учетной работы оказывает сдерживающее влияние на эффективность. Необходима такая учетная система, которая не только не отягощает реальные направления деятельности организации, но и по-прежнему способствует максимально эффективному управлению ими, даже вне привязки к личностным и профессиональным качествам управленца.

Отметим еще один момент. В современной конкурентоспособной экономике все чаще скорость определяет успех мероприятия, конкретно скорость получения информации, доставки груза, внедрения проекта. В связи с этим становится крайне необходимым ее максимальное увеличение с использованием современных средств коммуникации, позволяющих это сделать. Большие успехи на сегодняшний день достигнуты в области ускорения финансовых потоков.

Таким образом, вышерассмотренные факты требуют принципиального изменения формы и организации учетной системы хозяйствующих субъектов, причем как внутри субъекта хозяйствования, так и в территориальных масштабах страны. И наибольший потенциал видится в необратимых сегодня процессах глобализации и автоматизации хозяйствования. Значительные проблемы в настоящее время существуют в области контроля полноты, правильности, точности и своевременности исполнения требований всеобъемлющего законодательства Российской Федерации. Так, налоговые проверки занимают довольно много времени и требуют огромных трудовых ресурсов, в связи с чем и проводятся в большинстве случаев выборочным способом. Не исключено и множество прямых злоупотреблений в сфере экономической деятельности: создание фирм-однодневок, регистрация организаций через подставных лиц, недобросовестное использование расчетов с помощью векселей, расчетов через организации, расположенные в оффшорных зонах, деятельность которых весьма трудно поддается контролю. А содержание огромного штата контролирующих органов обходится государству в немалую сумму. Необходима система, способная обеспечить должное функционирование, оперативный контроль и деятельность хозяйствующих субъектов вне зависимости от размеров, сферы, качества и конкретного направления. В связи с этим становится возможным обращение к тому же учету, но не только бухгалтерскому, налоговому или прочим, а к учету глобальному, охватывающему деятельность всех субъектов хозяйствования внутри страны. Необходимо построение глобальной системы учета, контроля и коммуникации ее членов. Первоочередную роль в этом случае сыграет автоматизация и унификация учета даже при том их уровне, который мы имеем сегодня. Так, существует большое разнообразие программных продуктов, способных автоматизировать многосторонний учет всей деятельности организации. А необходимо ли такое разнообразие? Да, препятствовать этому законодатель не вправе, однако в таком случае видится необходимым создание единой программы выгрузки учетной информации в заданном виде и алгоритме, если не в режиме on-line, то, как минимум, с определенной высокой периодичностью каждого субъекта, в единый унифицированный информационный программный комплекс. Данный комплекс, в свою очередь, должен быть способен обработать получаемую информацию на предмет соответствия установленному законодательству и сформировать соответствующий вывод. При этом информация должна обрабатываться в комплексе с имеющимися данными контрагентов, данных контролирующих и разрешительных инстанций и банковской сети. Внутри же каждого отдельного субъекта хозяйственных взаимоотношений должен находиться унифицированный комплекс, с помощью которого организация либо ведет учет, либо выгружает индивидуальную учетную информацию в глобальный комплекс. При этом речь идет не о сдаче обычной бухгалтерской и налоговой отчетности, а о выгрузке всего комплекса учетной информации, включая все используемые уровни аналитики и первичной документации. И это вполне осуществимо на сегодняшний день.

Как бы то ни было, решение о введении такого порядка требует хорошо продуманной рациональной законодательной основы.


 
© Кубанский государственный аграрный университет, 2003-2021
Разработка и поддержка сайта: ЦИТ КубГАУ

Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022
ISSN 1990-4665