УДК
621.892.096
КАЧЕСТВО МОТОРНЫХ ТОПЛИВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ КУБАНИ
Вербицкий
В. В. – доцент
Кубанский
государственный аграрный университет
Рассмотрены
вопросы взаимосвязи отклонений от стандарта качества моторных топлив с
работоспособностью двигателя. Определены часто встречающиеся в условиях
сельскохозяйственного производства отклонения качества топлив от норматива.
На кафедре "Тракторы
и автомобили" с января 2001 по декабрь 2005 гг. проводились исследования
качества моторных топлив. При этом изучались следующие вопросы:
-
показатели качества моторных топлив, поставляемых в хозяйство;
-
наиболее часто встречающиеся отклонения от нормативов качества топлив;
-
условия хранения и использования топлив в хозяйствах края;
-
состояние учета движения топлива в хозяйствах.
При анализе свойств
бензина определялись следующие показатели качества:
-
плотность;
-
наличие механических примесей;
-
содержание воды;
-
кислотное число;
-
содержание фактических смол;
-
наличие минеральных кислот и щелочей;
-
фракционная разгонка топлива (определение температур начала кипения,
выкипания 10 % топлива, 50 % топлива и 90 % топлива).
При анализе свойств
дизельного топлива определялись следующие показатели его качества:
-
плотность;
-
наличие механических примесей;
-
содержание воды;
-
температура вспышки;
-
вязкость при 20 ;
-
наличие минеральных кислот и щелочей.
Анализы проводились по
стандартной методике. Плотность определялась нефтеденсиметрами с пределами
измерений от 0,71 до 0,77 и от 0,77 и до 0,83 . Вязкость измерялась вискозиметром ВПЖ-2,
температура вспышки определялась в закрытом тигле, содержание воды – методом возгонки
нефтепродукта с обезвоженным бензином и последующим отстаиванием в
холодильнике. Кислотное число бензина определялась вытяжкой из бензина
органических кислот и последующим титрованием децинормальным раствором едкого
калия. Определение наличия в топливе минеральных кислот и щелочей производилось
методом их вытяжки горячей водой из топливной фракции и добавлением в водную
фракцию соответствующего реактива. Содержание фактических смол находилось по
диаметру кольцевого пятна после сжигания 1 мл топлива. Для фракционной разгонки
бензина использовался аппарат ЛРН.
Результаты всех анализов
представлены в таблице 1.
Таблица
1 – Результаты анализов качества бензина

Во всех анализах отмечено отсутствие в бензинах
механических примесей и воды. По результатам всех этих анализов можно отметить
следующее.
Образец топлива № 1 имеет слишком легкий фракционный состав.
Поскольку этот бензин использовался летом, неизбежно образование паровых пробок
в системе питания. То же самое можно сказать и об образце топлива № 2.
Образцы топлива № 3, № 4 и № 5 имеют плохие пусковые
свойства. У образца топлива № 6 пусковые свойства очень плохие, а нейтральная реакция
водной вытяжки позволяет предположить недопустимо низкую технологию производства.
Образцы топлива № 7, № 8, № 9 и № 10 удовлетворяют
требованиям стандартов.
Образец топлива № 11 отличается неполнотой сгорания.
Образец топлива № 12 склонен к образованию паровых пробок в
системе питания.
Образец топлива № 13 удовлетворяет требованиям стандартов.
Образец топлива № 14 обеспечивает несколько ухудшенный
запуск и повышенную неполноту сгорания.
Образец топлива № 15 удовлетворяет требованиям стандартов.
Образец топлива № 16 отличается непомерно высоким
содержанием легких фракций, склонностью к образованию паровых пробок и сильной
щелочной реакцией водной вытяжки, свидетельствующей о нарушениях технологии
производства.
Таким образом, из 16 образцов топлива, подвергшихся анализу,
полностью соответствуют требованиям стандартов 6 образцов, или 37,5 %; склонны
к образованию паровых пробок 4 образца, или 25 %; обеспечивают ухудшенный
запуск 5 образцов, или 31 %; позволяют предположить несовершенную технологию
изготовления 2 образца, или 12,5 %; обеспечивают низкую приемистость двигателя
2 образца, или 12,5 %, и отличается недопустимо высокой неполнотой сгорания 1
образец топлива, или 6 %. Некоторые образцы топлива характеризуются
одновременно двумя нарушениями стандартов.
Результаты лабораторных испытаний качества дизельного
топлива представлены в таблице 2.
Таблица
2 – Результаты анализов качества дизельного топлива

Во всех анализах отмечено отсутствие механических примесей и
воды. По результатам этих анализов можно отметить следующее.
Образцы топлива № 1, № 2, № 3 и № 4 отличаются повышенным содержанием
фактических смол. При анализе образца № 5 не зафиксирована температура вспышки,
кроме того, содержание фактических смол выше нормы. Образец топлива № 6
содержит фактических смол выше нормы. Образцы топлива № 7 и № 8 отличаются
пониженной вязкостью, кроме того, при испытаниях образца № 8 не установлена
температура вспышки, зафиксирована сильная щелочная реакция и отмечено
повышенное содержание фактических смол. Образцы топлива № 9, № 10 и № 11
соответствуют стандартам.
Таким образом, из 11 испытанных образцов дизельного топлива
соответствуют стандартам 3 образца, или 27 %; отличаются повышенным содержанием
фактических смол 7 образцов топлива, или 63 %. Не зафиксирована температура
вспышки у 2 образцов топлива, или 18 %. Имели пониженную вязкость 2 образца
топлива, или 18 %, и зафиксирована сильная щелочная реакция у 1 образца
топлива, или 9 %.
Следует учитывать, что для анализа отбирались образцы
моторных топлив сразу же после их поставки. С учетом возможных недостатков в
оборудовании нефтебаз сельскохозяйственных предприятий и ошибок при хранении
нефтепродуктов качество бензинов и дизельных топлив может снизиться.
|