УДК 347.736 + 338.246.027]:334.7 (73)
ПРАКТИКА БАНКРОТСТВА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В США
Макаренко Д. Ю. – соискатель
Кубанский государственный аграрный университет
В статье рассмотрен
порядок проведения процедуры банкротства и финансового оздоровления
товаропроизводителей в США. Осуществляемые меры являются весьма интересными и
заслуживают тщательного рассмотрения.
Несмотря на то, что только во второй половине XX
века процедура осуществления банкротства в США стала обычным делом, сама идея
такой процедуры существует в США уже давно. Первые положения, касающиеся
реорганизации (банкротства) появились еще в XVIII веке. Так, в сентябре 1787
года Конституционное Собрание США наделило Конгресс полномочиями принимать
законодательные акты, которые составят единую национальную правовую базу для
разрешения споров кредиторов с должниками. Это было сделано для того, чтобы
уйти от английской практики, где при определенных обстоятельствах за объявление
о реорганизации или банкротстве предприятия или физического лица
предусматривалась смертная казнь.
Законодательство
о реорганизации (банкротстве) США дает в большинстве случаев возможность
юридическим и физическим лицам, добросовестно заявившим о своем банкротстве,
освободиться от большей части своего долга, а крупным предприятиям
предоставляется возможность реорганизовать производство и таким образом обрести
финансовую стабильность. Американские юристы и бизнесмены сходятся во мнении,
что законодательство о реорганизации и банкротстве служит "страховочной сеткой"
для системы рыночной конкуренции и "спасательным кругом" для
предпринимателя.
Положительное воздействие
законодательства о банкротстве складывается из трех составляющих: выгода
предприятия, выгода государства и выгода общества.
Законодательство создает правовые основы для
реорганизации прогоревшего предприятия, следовательно, оно стимулирует
предпринимательскую деятельность, инвестирование и принимает на себя риск.
Действительно, в рамках законодательства нет
положений, непосредственно поощряющих инвестирование, однако его нормы смягчают
некоторые из наиболее болезненных последствий неудач в ведении бизнеса.
Индивидуальный предприниматель, группа индивидуальных предпринимателей или
предприятие вряд ли инвестировали бы средства в новое дело, брали кредит и т. д.,
если бы неудача в предприятии обязательно влекла за собой пожизненный долг или
нищету.
Нормы законодательства о банкротстве предоставляют
шанс восстановить благополучие и взять "новый старт". Добросовестно
действующие юридические и физические лица могут ставить себя практически в
любую форму финансовой зависимости, зная, что при необходимости они получат
возможность начать все сначала и прийти в будущем к финансовому процветанию.
Коммерческое предприятие может обновить производство после сдачи его в аренду и
после периода убыточности стать экономически выгодным.
Выгода государства заключается в том, что
физические и юридические лица, восстановив платежеспособность, вновь становятся
субъектами налогообложения.
Нормативная
база открывает дорогу к освобождению от долгов тем добросовестным и
ответственным должникам, которые действительно нуждаются в "новом
старте" при условиях конкуренции в обществе.
Американские законы
позволяют добросовестным юридическим и физическим лицам, ответственно относящимся
к предмету своей деятельности, получить освобождение от требований взысканий в
пользу кредиторов, оформленных в виде исков. Обычно это происходит параллельно
с проведением финансовой реорганизации. Кредиторам запрещено вмешиваться в
процесс реорганизации (банкротства) или предпринимать попытки взыскания долга,
в то время как дело находится в производстве суда, если, конечно, в
соответствии с положениями закона или по решению суда не допускается иное.
В обмен на льготы,
которые должник получает при проведении реорганизации либо после момента
объявления банкротства, суду и кредиторам должна быть предоставлена вся
документация, затрагивающая финансовое состояние должника и его прошлой
деятельности.
Предоставляемые материалы
должны содержать сведения обо всех активах должника, обо всех текущих и
произведенных коммерческих операциях (как производственных, так и финансовых).
Также должна предоставляться информация о возможных незаконных или
неправомерных действиях должника. Требование предоставления подобной информации
служит не только интересам кредиторов, но и поддержанию работоспособности всего
механизма.
На должника накладываются
существенные ограничения. Например, предприятие не может подавать несколько
заявлений о реорганизации (банкротстве) подряд. Также предприятие не может
подавать такие заявления слишком часто (не более одного заявления в шесть лет).
Кроме того, закон исключает освобождение от долгов должника, допустившего
грубые нарушения при управлении предприятием, либо в случае, если должник
предпринял попытку фальсификации финансовых документов или обмана суда.
В ряде случаев суд
назначает арбитражного управляющего, который осуществляет контроль над
имуществом должника, изучает его методы управления предприятием и активами. При
необходимости он распределяет между кредиторами имущество должника, поступления
от продажи этого имущества, руководствуясь принципом пропорциональности. Это позволяет
наиболее объективно удовлетворить требования нескольких кредиторов, так как
обычно при реорганизации или объявлении банкротства затрагиваются интересы
многих лиц. Кроме того, достигается системность всех проводимых мероприятий.
Основной идеей института реорганизации
(банкротства) является идея "нового старта" (fresh start), то
есть должник освобождается от финансовых обязательств, существовавших до начала
процесса о банкротстве. Должник имеет две основные выгоды: выигрыш во времени,
необходимый для улучшения своего финансового состояния, и финансовую независимость.
Еще одной важной
льготой, которую получает должник, является возможность законного
приостановления выплат кредиторам. В этот промежуток времени должник
свободен от какого-либо давления кредиторов и претензий. Более того, должник
может получить дополнительный кредит и свободно распоряжаться своим имуществом
(включая продажу этого имущества), если такие действия могут восстановить
финансовую самостоятельность.
Как мы видим, к финансовому оздоровлению
предприятий в США относятся с особым вниманием. Государство создает все условия
для успешного ведения бизнеса.
Однако обращение в суд по вопросам банкротства для
физического и юридического лица может оказаться невыгодным. Только одно
обращение резко усложняет отношения с кредитными организациями. Поэтому обращение
в суд является крайней мерой, которую применяют, как правило, когда все
возможные альтернативы процедуры банкротства уже использованы.
Список литературы
1. Овчинников,
О. Г. Государственное регулирование аграрного сектора США / О.
Г. Овчинников. – М. : Институт США и
Канады, 1999. – 664 с.
2. Социально-экономическое положение
Краснодарского края // Комплексный
доклад. – Краснодар : Госкомстат, 2003. – 212 с.
3. Федеральный
Закон № 127 "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002
года.
4. Статистический бюллетень о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции в
сельскохозяйственных предприятиях края
на 1 января 2004 года. – Краснодар : Госкомстат, 2003. – 63 с.
|