Диагностика и прогнозирование профессиональных
и творческих способностей методом ACK-анализа
электроэнцефалограмм в системе "Эйдос"
Луценко Е.В., Лебедев А.Н.
Кубанский государственный аграрный университет
Институт психологии РАН
Актуальность. Наличие способностей к различным профессиональным
видам деятельности (в т.ч. в правоохранительной сфере), а также
творческих способностей в искусстве и науке, является необходимым
условием успешности этой деятельности. Способности человека к определенным
видам деятельности рассматривается авторами как фенотипическое проявление
генотипа в условиях определенной окружающей среды. Таким образом,
задача обучения состоит не в создании этих способностей, а лишь
в их раскрытии и реализации потенциала учащегося. Поэтому надежная
диагностика и достоверное прогнозирование способностей является
основой для принятия решения о целесообразности обучения абитуриента
по той или иной специальности.
Традиционные пути решения. Традиционно в настоящее время
при принятии подобных решений в основную роль играет: уровень предметной
обученности по профилирующим предметам, необходимый для набора проходного
балла на вступительных экзаменах при обучении на бюджетной основе
или/и платежеспособность абитуриента (или его родителей) при обучении
на платной основе. При этом решение о выборе специальности принимается
самим абитуриентом. В последние годы вместо традиционных вступительных
экзаменов вводятся централизованное тестирование, в т.ч. числе через
Internet (система "Телетестинг") и единый экзамен.
В любом случае вступительные испытания обладают рядом недостатков,
основные из которых следующие: их проведение требует сложной организации,
огромных финансовых затрат и времени; объективность этих испытаний
оставляет желать лучшего, т.е. успешное прохождение испытаний во
многом остается делом случая; к испытаниям можно подготовиться,
т.е. повлиять на их результат за счет социально-приобретенных качеств,
тогда как задачей испытаний является диагностика генетически предопределенных
способностей; испытания являются стрессовой ситуацией для абитуриентов
и их родителей.
Предлагаемая технология. Авторы исходили из того, что генотип
проявляется не только в фенотипических особенностях, но и в определенных
параметрах электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Таким образом для решения
проблемы, поставленной в статье, необходимо решить следующие три
задачи:
1. Установить характер взаимосвязи ИП ЭЭГ с диагностируемыми способностями.
2. Выявить наиболее информативные параметры ЭЭГ (ИП ЭЭГ) и исключить
из модели неинформативные с сохранением адекватности модели.
3. Создать технологию, обеспечивающую диагностику и прогнозирование
профессиональных и творческих способностей конкретного респондента
на основе измеренных значений его ИП ЭЭГ.
Первые две задачи обеспечивают разработку новой методики тестирования
и прогнозирования, а третья - ее использование на практике. Все
эти задачи были успешно теоретически и практически решены одним
из авторов еще в 1972 году [1]. Вместе с тем, оказалось, что применение
автоматизированного системно-когнитивного анализа (АСК-анализ) и
его инструментария в виде универсальной когнитивной аналитической
системы "Эйдос" [2, 3] не только позволяет повысить технологичность
и качество решения перечисленных задач, но и поставить и решить
ряд новых, связанных с углубленным изучением модели и ее использованием
в режиме периодической адаптации и пересинтеза.
Авторская постановка задачи. Исходные данные для расчетов представлены
в форме таблицы (текст DOS или Excel):
- в первой колонке представлены коды респондентов (всего их было
151);
- во третьей (MRK) - качественные оценки экспертом способности
школьников к обучению;
- остальные колонки содержат значения показателей биопотенциалов
при различных отведениях (ИП ЭЭГ). Необходимо отметить, что вся
эта информация снимается с респондента всего за 11 секунд.
В научном плане представляет интерес исследование внутренней организации
ИП ЭЭГ, характерной для различных уровней проявления способностей.
Прагматическая "Задача минимум": синтез достаточно адекватной
для практических целей модели, обеспечивающей расчет значений первой
колонки по минимальному подмножеству остальных.
Прагматическая "Задача максимум": синтез максимально
адекватной модели, использующей любые структуры и сочетания данных
остальных колонок с ИП ЭЭГ.
Необходимо исследовать обе модели на адекватность, используя половину
строк таблицы исходных данных для синтеза моделей, а другую половину
для проверки точности прогнозов на основе этих моделей в вслепую.
Необходимо также сравнить оба решения по точности прогноза.
Реализация. Разработана специальная программа (так называемый
"программный интерфейс"), которая в качестве входного
файла использует файл исходных данных, преобразованный в DBF-формат
с помощью Excel, и формирует базы данных справочников классов и
признаков, а также обучающей выборки для системы "Эйдос"
[2, 3].
В файле исходных данных используется 3 классификационных шкалы
пол, возраст, способности в определенном виде деятельности, всего
33 класса (градации), и 252 описательных шкалы с различным количеством
градаций, всего более 11000 градаций.
В текущей версии системы "Эйдос" суммарное количество
градаций не должно быть более 4000. Поэтому каждая шкала была разбита
на одинаковое количество градаций - интервалов, границы которых
определяются программой автоматически исходя из фактических максимального
и минимального значений по шкале, а количество градаций задается
исследователем в диалоге. Получилось, что таких градаций при 252
шкалах может быть не более 15 (4000/252=15,9).
Затем осуществлен синтез модели и расчеты внутренней интегральной
и дифференциальной валидности (средневзвешенной достоверности распознавания
обучающей выборки) при различных количествах градаций. Оказалось,
что чем больше градаций - тем выше валидность модели. При удалении
из модели наименее значимых градаций шкал валидность модели понижается.
Поведено несколько вариантов расчетов:
1. Расчет с максимальным количеством градаций, всего 3780 градаций.
Внутренняя интегральная валидность модели составила 95%, причем
дифференциальная валидность оказалась равной: для высокого уровня
способностей - 100%, для среднего - 97%, а для низкого - 88%.
2. Расчет с 2016 градаций, значимость которых была больше 0. Валидность
при этом не изменилась.
3. Синтез модели был выполнен на основе данных по нечетным респондентам,
а диагностика и прогнозирование - для четных. При этом внешняя дифференциальная
валидность составила: для высокого уровня способностей - 91%, для
среднего - 75%, для низкого - 70%, средневзвешенная внешняя интегральная
валидность: 79%. По-видимому, как показывает опыт, при увеличении
объема выборки валидность модели возросла бы.
4. При определении пола респондентов внутренняя дифференциальная
валидность "Муж." составила 91%, "Жен." - 95%.
5. При определении возраста: интегральная валидность около 70%,
причем меняется от 100% до цифр от 40% для 30% для возрастов: 11,
15, 19, 32. Предлагается гипотеза, объясняющая эти результаты: для
перечисленных возрастов характерна перестройка картины электрической
активности мозга, в процессе которой более сложно уловить типовые
структуры и их взаимосвязи с развитием способностей.
Система "Эйдос" для каждого вида модели генерирует 50
различных видов текстовых форм и 50 различных видов двумерных и
трехмерных графических форм, которые в данной статье нет возможности
привести из-за их большого объема.
Заключение. Продемонстрирована высокая технологичность и надежность
диагностики и прогнозирования профессиональных и творческих способностей
путем АСК-анализа электроэнцефалограмм в системе "Эйдос".
Основными достоинствами предлагаемого метода являются:
1. Объективность (в т.ч. невозможность сознательного влияния респондента
на результаты тестирования).
2. Высокая скорость и технологичность получения исходных данных
(11 секунд на 1-го респондента, вместо полутора - двух часов при
традиционном подходе).
3. Высокая достоверность диагностики и прогнозирования.
4. Возможность эксплуатации методики в режиме периодической адаптации
и синтеза модели.
В перспективе целесообразно исследовать выборки значительно больших
объемов, с большим количеством классов и в других предметных областях.
При этом значимые шкалы и градации для разных задач, а также ключи
интерпретации будут различаться.
Литература:
1. Лебедев А.Н., Луцкий В.А. Ритмы электроэнцефалограммы . результат
взаимосвязанных колебательных нейронных процессов. Биофизика т.17,
вып.3. 1972, стр. 556 -558
2. Луценко Е.В. Автоматизированный системно-когнитивный анализ
в управлении активными объектами (системная теория информации и
ее применение в исследовании экономических, социально-психологических,
технологических и организационно-технических систем): Монография
(научное издание). - Краснодар: КубГАУ. 2002. - 605 с.
3. Луценко Е.В. Теоретические основы и технология адаптивного семантического
анализа в поддержке принятия решений (на примере универсальной автоматизированной
системы распознавания образов "ЭЙДОС-5.1"). - Краснодар:
КЮИ МВД РФ, 1996. - 280с.
4. Луценко Е.В., Лаптев В.Н, Третьяк В.Г. Прогнозирование качества
специальной деятельности методом подсознательного (подпорогового)
тестирования на основе семантического резонанса. //В сб.: "Материалы
II межвузовской научно-технической конференции". - Краснодар:
КВИ, 2001. - С.127-128.
5. Луценко Е.В., Третьяк В.Г. Анализ профессиональных траекторий
специалистов с применением системы "Эйдос". //В сб.: "Личность
и ее бытие (социально-психологические аспекты бытия личности в местном
сообществе)". -Краснодар: КубГУ, 2002. -С.43-49.
|