|
УДК 631.1:635.1:631.16
ФИНАНСОВОЕ
ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Ананьева Е.А.
– аспирантка
Кубанский
государственный аграрный университет
В современных условиях рыночной экономики, когда
многие организации сталкиваются с проблемой неплатежеспособности, особенной
значимостью обладают меры по их финансовому оздоровлению. Меры этой программы
направлены на выработку условий проведения реструктуризации долгов кредиторами,
что приведет к улучшению общего состояния деятельности предприятий и экономики
в целом.
В условиях современной
рыночной экономики необходимо применять меры по усилению государственного
регулирования как финансового оздоровления, так и повышения эффективности
процедур банкротства.
Финансовое оздоровление
сельскохозяйственных производителей – это программа, включающая в себя комплекс
мер для улучшения финансового состояния сельскохозяйственных производителей.
Эти меры направлены на выработку условий проведения реструктуризации долгов
кредиторами. Огромную роль в этой программе играет Федеральный закон "О
финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", "О
несостоятельности (банкротстве)", Указ Президента Российской Федерации и
Закон "Об экономическом оздоровлении неплатежеспособных
сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края". Предусмотренные в
этих документах меры позволят улучшить условия для деятельности
товаропроизводителей, что приведет к повышению показателей эффективности
сельскохозяйственных предприятий.
Федеральный закон от 9
июля 2002 г. № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных
товаропроизводителей" устанавливает правовые нормы и условия
реструктуризации долгов сельскохозяйственных предприятий с целью улучшения их
финансового состояния до применения процедуры банкротства. В реструктуризацию
включены просроченная, отсроченная или рассроченная задолженность
производителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также за поставленные им
товары, выполнение работ, оказание услуг. Причем участие сельскохозяйственных
предприятий в этой программе осуществляется в добровольном порядке. На основе
этого закона 16 июля 2003 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 784 "О
дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных
товаропроизводителей". Этот закон подразумевает списание до 1 апреля 2004 г.
задолженности по пеням и штрафам, по которой должны были пройти выплаты в
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, исчисленной
по данным учета налоговых органов и не погашенной на 1 января 2002 г. Для
осуществления и обеспечения этого указа было выделено 57 млрд. руб., участвовать
в погашении долгов могут только те предприятия, в отношении которых не
возбуждено дело о банкротстве, а также те, которые в течение трех месяцев
смогут в полном объеме выплачивать текущие налоги. Оставшуюся задолженность,
которая составляет 63 млрд. руб., хозяйства смогут погасить с отсрочкой в 5–7
лет.
В соответствии с этими
законами в 2003 г. были подписаны соглашения о реструктуризации просроченных
долгов 2999 предприятиям, что составило 11,7 % от общего количества имеющих
задолженность, подлежащую реструктуризации, на сумму 19,4 млрд. руб. Указом
Президента Российской Федерации № 784 от 16 июля 2003 г. пени и штрафы по
платежам в бюджеты и внебюджетные фонды были списаны лишь у 434 организаций на
сумму 2,8 млрд. руб., что составило 6,5 % от общей величины пеней и штрафов. По
результатам на 1 июня 2004 г. 10947 сельскохозяйственных предприятий подали
заявления на реструктуризацию долгов, соглашение подписали 9680 предприятий на
сумму 63,4 млрд. руб., из них списаны в соответствии с указом Президента России
штрафы и пени по налогам в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных
внебюджетных фондов, что составило 27,9 млрд. руб.
В случаях несоответствия
условиям Федерального закона "О финансовом оздоровлении
сельскохозяйственных товаропроизводителей" применяется Федеральный закон
"О состоятельности (банкротстве)", принятый 27 сентября 2002 г. и
одобренный Советом Федерации 16 октября 2002 г. По его условиям несостоятельностью
(банкротством) является признанная арбитражным судом неспособность должника в
полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а
также неспособность исполнять обязанность по уплате обязательных платежей.
Что же касается
Краснодарского края, то здесь экономическое оздоровление неплатежеспособных
сельскохозяйственных предприятий регламентируется краевым законом от 7 августа
2001 г. с изменениями и дополнениями от 7 августа 2002 г. Согласно этому закону
правовое регулирование взаимоотношений органов государственной власти, органов
местного самоуправления и организаций осуществляется в процессе экономического
оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных производителей. Закон
предусматривает возможность для организаций, неспособных в течение года
оплатить свои краткосрочные обязательства и имеющих неудовлетворительную
структуру баланса (коэффициент текущей ликвидности менее 1 и коэффициент
обеспечения собственными средствами на конец периода 0,1 и менее) совместно с
инвестором создать новое интегрированное сельскохозяйственное предприятие любой
организационно-правовой формы. Закон предоставляет возможность инвестору
получить контроль над сельскохозяйственным предприятием в обмен на его
первоначальные инвестиции в неплатежеспособное предприятие в размере его
кредиторской задолженности и фактическое принятие на себя обязательств погасить
кредиторскую задолженность за неплатежеспособную организацию равными долями в
срок до 5 лет. То есть в соответствии с этим законом будет происходить не
оздоровление неплатежеспособного сельскохозяйственного предприятия, а его
ликвидация и переход его имущественного комплекса под контроль инвестора.
Если предприятие является
убыточным и не способно своевременно рассчитываться по собственным долгам, то
необходимо менять либо директора, либо собственника. В данном случае процедура
банкротства гарантирует оздоровление бизнеса организации, его сохранение и
привлечение новых платежеспособных собственников либо директоров, которые
способны вывести предприятие из кризиса и обеспечить его успешное
функционирование.
Однако следует отметить,
что процесс финансового оздоровления в настоящее время не совершенен и
нуждается в дальнейшей доработке по таким направлениям, как: охватывание всей
массы неплатежеспособных предприятий, более конкретное рассмотрение организации
работы по реализации Федерального закона "О состоятельности (банкротстве)",
поскольку вся нагрузка ложится на федеральную и территориальные комиссии, а
рабочий орган, координирующий их работу, не предусмотрен. Доработка и
совершенствование этого закона позволит укрепить финансовое положение
сельскохозяйственных организаций.
|