Анализ профессиональных траекторий специалистов
c применением системы "Эйдос"
Луценко Е.В., Третьяк В.Г.
Эффективность функционирования правоохранительной системы Российской
Федерации во многом зависит от профессионализма сотрудников ОВД.
Поэтому особый интерес представляет разработка методов моделирования
профессиональных траекторий [3], позволяющих прогнозировать поступление
абитуриента в вуз, показатели его академической успеваемости в период
обучения по различным специальностям, дисциплинам и циклам дисциплин,
а также то, закончит ли он обучение в вузе, как и сколько он мог
бы работать после окончания вуза по различным специальностям.
Для решения этой проблемы предлагается двухуровневая модель предметной
области, уровни которой отличаются объектом управления, целями управления,
управляющей системой и факторами, характеризующими объект управления,
управляющую систему и окружающую среду. На первом уровне объектом
управления является учащийся, который характеризуется текущим состоянием
и предысторией; управляющей системой является педагогический процесс,
а средой - образовательная среда вуза. На втором уровне объектом
управления является сам педагогический процесс и даже образовательная
среда вуза в целом, а также профессиональная среда; управляющей
системой - вышестоящие организации.
В настоящей статье основное внимание сосредоточено на первом уровне.
На этом уровне учащийся рассматривается как активный объект управления,
имеющий собственные цели и мотивы их достижения, а также модель
окружающей среды, включая управляющую систему. Педагогический процесс
рассматриваются как способ управления учащимся. Учитываются все
категории факторов, влияющих на характеристики выпускника и молодого
специалиста. Это факторы, характеризующие текущее состояние учащегося,
его предысторию, факторы педагогического процесса, другие факторы
образовательной и профессиональной среды. Цели объекта управления
вообще говоря не совпадают с целями управления, в частности они
могут полностью не совпадать, а также частично или полностью совпадать.
Управление активным объектом предполагает коррекцию его целей и
мотиваций в направлении, сближающим их с целями управления, что
может быть достигнуто обучением, стимулированием и другими воздействиями
на его систему моделирования, целеполагания и принятия решений.
Одним из основных требований системного анализа является требование
полноты и всесторонности рассмотрения предметной области. Исходя
из этого требования в качестве факторов, характеризующих текущее
состояние учащегося, были выбраны следующие: общая интернальность
(по УСК); Интернальность в области достижений (по УСК); Интернальность
в области неудач (по УСК); Интернальность в семейных отношениях
(по УСК); Интернальность в области служебных отношений (по УСК);
Интернальность в области межличностных отношений (по УСК). Интернальность
в отношении здоровья (по УСК); Факторы по 16PF опроснику Кэттела;
Эргичность предметной деятельности (по Руссалову); Социальная эргичность
(по Руссалову); Пластичность в предметной деятельности (по Руссалову);
Социальная пластичность (по Руссалову); Темп предметной деятельности
(по Руссалову); Социальный темп (по Руссалову); Эмоциональность
предметной деятельности (по Руссалову); Социальная эмоциональность
(по Руссалову); Склонность к соглашательству; "Шизоидность";
Экстраверсия; Сила процессов возбуждения; Сила процессов условного
торможения; Подвижность нервных процессов; Общая активность (по
Ямпольскому); Интеллект; Мотивация к достижению цели - к успеху
(по Т.Элерсу); Пол; Тип активности личности.
Данные комплексного психологического тестирования учащихся по пречисленным
параметрам вводились в систему "Эйдос" вручную. В последующем
с учетом этого опыта была разработана и успешно применена система
комплексного психологического тестирования "Эйдос- " [4],
обеспечивающая: проведение психологического тестирования респондентов
с помощью психологических тестов, накопление базы данных результатов
тестирования, формирование психологических портретов различной детализации
произвольных групп респондентов, автоматизированный транспорт исходных
данных для углубленного анализа в универсальную когнитивную аналитическую
систему "Эйдос".
В модели учтено три варианта образовательных технологий, применяемых
по отношению к лицеистам, студентам (слушателям) и экстернам. Эти
технологии отличаются набором учебных дисциплин. Другие факторы
образовательной среды не учитывались, т.к. были для всех учащихся
общими в связи с тем, что на данном этапе исследование проводилось
на примере одного вуза: Краснодарского юридического института МВД
РФ (КЮИ МВД РФ).
В качестве прогнозируемых состояний учащихся рассматривались: Поступление
в вуз; Успеваемость; Окончание вуза; Успешность профессиональной
деятельности; Работает в ОВД; Уволен из ОВД по собств.желанию; Уволен
из ОВД за нарушение условий контракта, а также большое количество
различных вариантов их детализации.
Для решения поставленной проблемы необходимо накопить данные мониторинга
за достаточно длительный период, провести анализ данных мониторинга
с целью выявления и изучения "причинно-следственных взаимосвязей"
между прогнозируемыми состояниями активного объекта управления и
непосредственно или опосредованно измеряемыми факторами, оказывающими
влияние на его развитие, построить математическую модель предметной
области, обеспечивающую решение задачи прогнозирования развития
активного объекта управления под влиянием различных сочетаний факторов,
а также обратной задачи прогнозирования, т.е. задачи выработки оптимального
многофакторного управляющего воздействия на активный объект управления
для перевода его в заданное целевое состояние.
Ключевым при построении математической модели является выбор количественной
меры, обеспечивающей учет степени причинно-следственной взаимосвязи
исследуемых параметров. Эта мера должна удовлетворять следующим
требованиям:
1. Эффективная вычислимость на основе эмпирических данных, полученных
непосредственно из опыта.
2. Универсальность, т.е. независимость от предметной области.
3. Единый для различных предметных областей принцип содержательной
интерпретации и измеримость в единых единицах измерения.
4. Учет понятий "цели объекта управления", "цели
управления".
5. Учет понятий "мощность множества будущих состояний объекта
управления".
6. Сопоставимость в пространстве и во времени.
7. Возможность введения метрики и функции принадлежности на базе
выбранной количественной меры. В качестве количественной меры, удовлетворяющей
всем этим условиям, была предложена модифицированная мера семантической
целесообразности информации А.Харкевича [1].
Математическая модель должна удовлетворять следующим требованиям:
содержательная интерпретируемость; эффективная вычислимость на основе
эмпирических данных (наличие эффективного численного метода); универсальность;
адекватность; сходимость; семантическая устойчивость; сопоставимость
результатов моделирования в пространстве и времени; непараметричность;
формализация базовых когнитивных операций системного анализа (прежде
всего таких, как обобщение, абстрагирование, сравнение классификация
и др.); корректность работы на фрагментарных, неточных и зашумленных
данных; возможность обработки данных очень больших размерностей
(тысячи факторов и будущих состояний объекта управления); математическая
и алгоритмическая ясность и простота, эффективная программная реализуемость.
Модель, удовлетворяющая этим требованиям, основанная на предложенной
количественной мере причинно-следственных взаимосвязей событий,
была разработана и реализована в универсальной когнитивной аналитической
системе "Эйдос" [1, 2].
На основе данных по абитуриентам и учащимся КЮИ МВД РФ за 1995
- 2002 годы [5, 6] (7-летний лонгитюд) разработано соответствующее
приложение системы "Эйдос", позволяющие продемонстрировать
возможность решения сформулированной выше проблемы.
Одним из результатов применения системы "Эйдос" были
профессиограммы специальностей, в которых отражены требования предъявляемым
к сотрудникам ОВД. Ориентируясь на эти профессиограммы и осуществляется
психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса вуза
как составной части процесса подготовки квалифицированных кадров
для МВД.
Кроме того, были сформированы информационные модели, позволяющие
решать следующие задачи прогнозирования: поступления в ВУЗ; успешности
обучения в вузе по различным дисциплинам и комплексам дисциплин;
успешности окончания ВУЗа и причин отчисления; успешности профессиональной
деятельности после окончания ВУЗа, продолжительности профессиональной
деятельности по специальности, полученной в ВУЗе, а также причин
ухода из ОВД, а также задачу выбора оптимального управления, для
перевода активного объекта управления из заданного текущего состояния
в заданное целевое состояние.
На этой основе можно заблаговременно принимать решение о целесообразности
обучения по тем или иным специальностям для конкретных обучаемых.
С помощью системы "Эйдос" обеспечивается также кластерно-конструктивный
анализ предметной области, в т.ч. синтез, адаптация и применение
конструктов, отображение результатов анализа в наглядной графической
форме семантических сетей и когнитивных диаграмм, в т.ч. диаграмм
Вольфа Мерлина [1].
Средневзвешенная достоверность прогнозирования на данных, используемых
для синтеза модели (внутренняя интегральная валидность), составила
в данном исследовании 83%. Внутренняя дифференциальная валидность
при решении перечисленных задач колебалась при прогнозировании различных
будущих состояний учащихся от 71 до 100% (при этом по двум состояниям
корректные обобщенные образы не были сформированы).
Внешняя дифференциальная валидность при прогнозировании успешности
службы в ОВД и продолжительности профессиональной деятельности в
ОВД (т.е. при прогнозировании на данных, не входящих в обучающую
выборку) составила около 80%, что подтверждает работоспособность
предлагаемых технологий и их перспективность.
Некоторые выводы:
1. Предлагаемая модель профессионально-значимых личностных качеств
сотрудников ОВД, представленная в виде развернутой характеристики
индивидуальных свойств и особенностей их взаимосвязи, отраженная
в профессиограммах, необходима для повышения эффективности профессионального
отбора и последующей целенаправленной подготовки будущих офицеров
милиции, а также выявления степени соответствия выпускников юридического
института требованиям профессии следователя, оперативного работника,
инспектора ГИБДД и т.д.
2. Каждая из сторон профессиограмм, представляющих важнейшие элементы
модели психологических качеств личности сотрудников милиции, отражает,
во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых,
в ней заложены эталонные личностные качества, навыки, умения и знания,
обеспечивающие успех на различных уровнях правоприменительных отношений.
3. В перспективе разработанную авторами технологию целесообразно
применять в адаптивном режиме на систематической основе на выборках
значительно большего объема и по более широкому спектру специальностей,
в том числе и на межвузовском уровне.
Литература
1. Луценко Е.В. Системно-когнитивный анализ детерминстско-бифуркационной
динамики активных систем. // Материалы III межвузовской научно-технической
конференции Краснодарского военного института / КВИ.-Краснодар,
2002., - 5 с.
2. Луценко Е.В. Теоретические основы и технология адаптивного семантического
анализа в поддержке принятия решений (на примере универсальной автоматизированной
системы распознавания образов "ЭЙДОС-5.1"). - Краснодар:
КЮИ МВД РФ, 1996. - 280 с.
3. Некрасов С.Д. Моделирование профессиональных траекторий // Содержание
социально-гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный
подход / под ред. А.Н. Кимберга и О.А. Оберемко. -Краснодар, 2000.
С. 92-93.
4. Рябикина З.М., Некрасов С.Д., Луценко Е.В. Личность и профессия:
проблема самоактуализации //Психологические проблемы самореализации
личности: Сб. науч. трудов /Под ред. О.Г.Кукосяна. Вып. 2. -Краснодар:
КубГУ, 1997. - С.127-140.
5. Третьяк В.Г. Учебная активность и индивидуальные особенности
обучаемых юридического института МВД: Научно-методическое пособие.
- Краснодар: КЮИ МВД России, 1996. - 110 с.
6. Третьяк В.Г., Александров С.Г., Луценко Е.В. Модель профессионально-значимых
психологических качеств личности сотрудников ОВД // Вестник учебного
отдела КЮИ МВД РФ. -№1. -2001. -с.37-41.
Краткие сведения об авторах:
Третьяк Владимир Георгиевич, заведующий кафедрой общей и юридической
психологии КЮИ МВД РФ, кандидат психологических наук, доцент.
|