Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022,
выдано 20 мая 2008 года Федеральной службой по надзору в сфере
массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
ISSN 1990-4665
12+
  English
 Журнал
Главная
Свежий номер
Архив номеров
Разделы по отраслям науки
Разделы по специальностям
О журнале
Этика научных публикаций
Статистика
География

 Авторам
Порядок рецензирования
Требования к содержанию
Порядок публикации
Образцы документов
Оформление статей
Оформление ссылок
Статус публикаций
Авторские права
Наши авторы

 Редакция
Редакционный совет
Редколлегия
Объявления
Ссылки
Контакты

 Документы
Оформление и публикация (в одном файле)





Кто здесь?


CC BY  «Attribution» («Атрибуция»)
 Версия для печати
 Файл в формате pdf


УДК 336.777



РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ВЕКСЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Ворошилова И. В. – к. э. н., профессор

Бут В. В. – к. э. н., профессор

Кубанский государственный аграрный университет

В статье обосновывается необходимость скорейшей организации цивилизованного вексельного рынка, анализируется технология вексельных операций банков и их основные результаты, сформулированы предложения, реализация которых будет способствовать решению поставленной проблемы.

Вопросы совершенствования организации платежных систем на основе освоения современных электронных технологий играют важную роль в системе мероприятий по повышению эффективности и стабильности функционирования региональной экономики. Основными субъектами таких систем выступают банки и небанковские специализированные финансово-кредитные организации. Наличие высокоорганизованных платежных систем создает благоприятную среду для развития традиционных направлений банковского бизнеса, что побуждает банки быть не только пользователями, но и организаторами таких систем.

Одним из элементов региональных платежных систем выступают вексельные рынки. Банки, выполняя разнообразные операции с собственными векселями и векселями сторонних эмитентов, способствуют развитию финансовой среды предпринимательства, что в конечном итоге дает дополнительные стимулы к развитию банковского бизнеса.

Банки Краснодарского края выпускают дисконтные, процентные и расчетные векселя, номинированные в рублях и иностранной валюте, ведут учет, вексельное кредитование, авалирование векселей, домициляцию, кредитование под залог векселей, мену принадлежащих клиентам векселей на векселя других номиналов и (или) сроков платежа, идентификацию и проч.

По данным региональных приложений Бюллетеней банковской статистики по состоянию на 01.01.2004 г. банковской системой ЮФО было выпущено векселей на сумму 1,4 млрд. руб. Ростовская область и Краснодарский край лидируют по этому показателю. В 2004 г. банки Краснодарского края увеличили выпуск векселей и банковских акцептов до 1,2 млрд. руб., что составило 88,1 % от общего объема выпущенных векселей по ЮФО [1].

По данным Управления по финансовым и фондовым рынкам краевой администрации наибольший удельный вес в объеме выпущенных банками векселей приходится на ОАО "Югбанк". Активную позицию в этом вопросе занимают "Юг-инвестбанк", "Банк Первомайский", "Крайинвестбанк".

Пассивные операции банков с векселями направлены на укрепление их ресурсной базы. Обязательства банка, сформированные за счет векселей, носят преимущественно краткосрочный характер, что видно из данных таблицы 1.

Материалы таблицы показывают, что в структуре вексельных ресурсов преобладают векселя, выпущенные на срок от 90 до 180 дней. Доля таких векселей, отличаясь некоторой колеблемостью, демонстрирует тенденцию к росту. Доля векселей со сроком погашения от 181 дня до 1 года также нестабильна и проявляет тенденцию к снижению, а доля векселей "до востребования" относительно стабильна и находится на уровне 8,1–1,4 %. Информация по затратам на обслуживание вексельных ресурсов приведена в таблице 2. Из них видно, что банк отдает предпочтение дисконтным векселям. Уменьшение сумм расходов по обслуживанию векселей обусловлены динамикой движения вексельных ресурсов и снижением ставок на денежном рынке [2].

Банки Краснодарского края принимают активное участие в подготовке и проведении зачетных схем с использованием долговых обязательств. Большой популярностью пользуются схемы вексельного кредитования для пополнения оборотных средств предприятия быстро и с минимальными издержками. В рыночных условиях решение проблемы организации рынка доступных финансовых ресурсов для хозяйствующих субъектов является особенно актуальной. Получение банковского кредита в традиционной денежной форме затруднено ввиду высоких ставок ссудного процента. Коммерческий кредит имеет ограниченную сферу применения. В этих условиях развитие векселедательского и векселепредъявительского кредитования при непосредственном участии коммерческих банков является одним из эффективных способов пополнения заемных оборотных средств предприятий различных отраслей экономики. Отсутствие инфраструктуры вексельного рынка, устойчивых обычаев делового оборота, навыков ведения вексельных операций и, как результат, встречающиеся случаи подделок и выпуск необеспеченных векселей предприятиями с сомнительной финансовой репутацией препятствуют решению проблемы создания эффективной финансовой системы края. Созидающая роль банков как финансовых посредников в этой ситуации многократно возрастает благодаря высокому профессиональному потенциалу кадровых работников, накопленному положительному опыту ведения фондовых операций, доступу к информационным базам финансовых данных. Насыщение регионального рынка вексельных ресурсов банковскими векселями способствует его стабилизации ввиду безусловной надежности таких инструментов и их высокой ликвидности, позволяет исключить из оборота сомнительные бумаги, так как одним из технологических этапов является проверка векселя на подлинность и подтверждение векселедателем факта выпуска векселя.

Классическая схема этой формы кредита состоит в акцепте банком трассированных на него клиентом переводных векселей. Хозяйственная специфика РФ вносит свои поправки в классические схемы. В этом случае предприятие заключает со своим банком кредитный договор, согласно которому получает в свое распоряжение простые векселя, выписанные на него банком. Таких векселей, разбитых по срокам и суммам, может быть несколько.

Эти векселя, как правило, имеют сроки "во столько-то времени после предъявления" или "по предъявлении, но не ранее определенной даты". По кредитному договору векселедержатель обязан к определенной дате предоставить банку покрытие, соответствующее общей сумме полученных векселей и уплатить комиссию банку. Банк, хотя и не задействует в полной мере своих кредитных ресурсов (кроме затрат на резервирование), но он ограничен в своей способности выпускать такие векселя рамками нормативов ликвидности, устанавливаемых Банком России. Такая сделка имеет множество вариантов, схемы которых меняются в зависимости от интересов клиента, банка и конъюнктуры. В результате этих схем рождается товарный вексель, вызванный потребностью хозяйственного оборота и подкрепленный репутацией банка, как главного должника по нему. Это одна из форм обременения коммерческого кредита банковским, их сращивания.

Таблица 1 – Характеристика выпущенных векселей АКБ "Югбанк" по срочности
tab1

Таблица 2 – Расходы по обслуживанию вексельных ресурсов
tab2

АКБ "Югбанк" также практикует выдачу векселедательских кредитов. При этом в основе подхода банка к разработке схем использования векселей лежит учет индивидуальных потребностей клиента, обеспечение экономической эффективности использования предприятием векселей Югбанка. Банк со своей стороны способствует обеспечению движения собственных векселей между участниками расчетов.

Основой схемы вексельного кредитования является положение о том, что до момента предъявления векселя в банк для погашения, ссудозаемщик выплачивает банку проценты по пониженной ставке за фактический срок от момента выдачи кредита до погашения векселя. В период с момента погашения векселя до истечения срока действия кредитного договора банк применяет в расчетах базовую ставку процентов. Таким образом, потенциальная эффективность преобразуется в реальную в зависимости от схемы движения векселя и намерений последнего векселедержателя. Эффективность схемы вексельного кредитования в зависимости от отмеченных выше условий представлена в таблице, при условии, что сумма кредита составляет 1000000 млн. руб., базовая ставка по кредиту – 22 % годовых, ставка по вексельному кредиту – 8 % годовых (табл. 3).

Из данных таблицы видно, что первому векселедержателю (он же ссудозаемщик) выгодно использовать срок действия кредитной сделки в полной мере. В приведенном примере этот период равняется 6 месяцам. В этом случае сумма процентов за кредит составляет 39996 руб. Если же вексель погашается в день выдачи кредита, то издержки ссудозаемщика возрастают до 110000 руб., так как на протяжении всего срока кредитного договора расчет суммы процентов производится по ставке 22 %.

Операции коммерческих банков с векселями способствуют формированию ресурсной базы, оптимизации системы безналичных расчетов, притоку кредитных ресурсов в реальную экономику.

Таблица 3 – Эффективность реализации схемы вексельного кредитования ОАО "Югбанк"
tab3

Успех векселедательского кредитования в значительной мере определяется возможностью получения банком достоверной информации о кредитоспособности векселедателя и индоссантов. В настоящее время не существует централизованных российских информационных баз данных о местных предприятиях, потенциальных участниках региональной вексельной программы. Выход просматривается в создании краевой информационно-аналитической базы данных о результатах работы рынка и финансовом положении всех его участников.

Сложившийся уровень развития вексельного рынка не обеспечивает защиты его участников от финансовых рисков. По фактическим характеристикам его следует отнести к неорганизованным рынкам. В то же время рынок будет в состоянии обеспечить решение стоящих перед ним задач лишь при условии функционирования в качестве организованной системы. Организованные рынки обладают тремя взаимосвязанными характеристиками: наличие системы отбора участников по профессиональным признакам, ценных бумаг – по их надежности, а также обязательных для всех участников правил работы. Анализ характеристик ограниченного обращения векселей на территории Краснодарского края показывает, что они не соответствуют ни одному из названных признаков.

Разрозненные попытки отдельных участников защитить себя от рисков и упорядочить работу системы малопродуктивны. В этом процессе особая роль принадлежит муниципальным образованиям.

Администрация Краснодарского края проводит большую работу по созданию локальной системы вексельного обращения в Краснодарском крае, конечной целью которой является защита интересов векселедержателей, повышение ответственности всех участников рынка и, как следствие, увеличение объема инвестиций в экономику. Эта система представляет собой совокупность правил и стандартов, вычислительных средств, программного обеспечения, базы данных, телекоммуникационного оборудования, обеспечивающих возможность обработки, хранения, предоставления и раскрытия информации о выпуске векселей и о сделках с ними. Центральным звеном системы является информационно-аналитический технический центр на базе действующего государственного унитарного предприятия (ГУП) "Экспертиза", созданный с целью сбора, анализа и распространения информации о предприятиях-участниках вексельного обращения, формирования кредитных историй субъектов вексельного рынка. Таким образом, ГУП "Экспертиза" фактически положено начало той большой работе, которую в дальнейшем продолжат кредитные бюро.

 Банки края должны быть не только потребителями информации ГУП "Экспертиза", но и ее поставщиками, что особенно важно при выходе банковского векселя в порядке взаиморасчетов за пределы региона.

Проведенные исследования позволяют внести несколько предложений по совершенствованию функционирования региональной вексельной системы за счет создания сети отделений на территории края, укрепления кадрового состава высокопрофессиональными бухгалтерами и аудиторами со стажем практической работы, предоставления льгот в очередности получения документов индивидуальным предпринимателям, включение в состав контингента лиц – участников вексельного оборота, финансовое положение которых подлежит исследованию, индоссантов и трассатов. Реализация предложений будет способствовать совершенствованию организации деятельности регионального рынка вексельных ресурсов, а на этой основе – повышению эффективности его функционирования как элемента краевой платежной системы.

Список литературы

1. Основные тенденции развития экономики и денежно-кредитной сферы Краснодарского края в 2004 г. Главное управление Центрального банка РФ по Краснодарскому краю. Экономическое управление, Отдел информационно-аналитической работы и мониторинга предприятий.

2. Платежные системы в России / подготовлено Банком России и комитетом по платежным и расчетным системам центральных банков стран Группы десяти // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/rb.pdf.


 
© Кубанский государственный аграрный университет, 2003-2021
Разработка и поддержка сайта: ЦИТ КубГАУ

Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022
ISSN 1990-4665