|
УДК 339.13:637.54
ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МИРОВОГО РЫНКА МЯСА ПТИЦЫ
Cмольникова Е.В. – аспирантка
Кубанский государственный аграрный
университет
В статье проведен анализ
одного из стремительно развивающихся сельскохозяйственных рынков – рынка мяса
птицы и показаны основные перспективные направления его развития.
Среднегодовое производство, торговля и потребление мяса птицы в мире
растет высокими темпами, и с середины 80-х годов прирост составляет 6 % в год.
По прогнозам экспертов, к 2020 году мясо птицы выйдет на первое
место среди общего объема потребления мяса в мире. Если в 70-х годах в мире
производилось около 20 млн. тонн мяса птицы, то в 1990 году его производство
удвоилось, а к 2020 г. достигнет 120 млн. тонн.
Среднемировое
потребление мяса птицы на душу населения за последние 15 лет увеличилось почти
в 2 раза: с 6 кг в 1985 году до 11 кг в 2003 году. Лидером в потреблении мяса
птицы является Северная Америка (37 кг), за ней следует Южная Америка (23 кг),
Европа (15 кг), Азия (6 кг) и Африка (3 кг). В России, по данным 2003 года,
этот показатель составил 16,1 кг, при этом рекомендуемая медицинская норма
здорового питания составляет 80 кг всего мяса в год на взрослого человека.
В настоящее время в мировом производстве мяса птицы основная масса
приходится на мясо бройлеров – 62,5 %, индейки – 7,5 %, утки –
4,2 %, гуся – 2,8 %, на мясо прочей птицы (куры, перепела,
цесарки, фазаны) приходятся оставшиеся 23 %.
США
являются мировым лидером в производстве мяса бройлеров (14,61 млн. тонн) и
индейки (2,49 млн. тонн). В то же время Китай –крупнейший производитель утиного
(1,9 млн. тонн) и гусиного мяса (1,8 млн. тонн).
Рассмотрим
на примере мирового рынка мяса бройлеров (табл.) динамику производства,
потребления, экспорта и импорта мяса птицы в странах мира за последние четыре
года (по данным Министерства сельского хозяйства США).
Таблица –
Мировой рынок мяса бройлеров [1]
Страна |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. (прогноз) |
Производство, тыс. тонн |
КНР |
9279 |
9558 |
9844 |
10129 |
Бразилия |
6567 |
7449 |
7560 |
7825 |
ЕС |
6822 |
5950 |
5700 |
5900 |
Мексика |
2067 |
2157 |
2297 |
2412 |
Индия |
1250 |
1400 |
1600 |
1800 |
Таиланд |
1230 |
1205 |
1290 |
1360 |
Япония |
1074 |
1107 |
1120 |
1110 |
Канада |
927 |
932 |
915 |
930 |
Малайзия |
813 |
784 |
810 |
833 |
ЮАР |
730 |
760 |
790 |
805 |
США |
14033 |
14467 |
14610 |
14920 |
Другие |
6904 |
7056 |
6297 |
6630 |
Всего в мире |
51695 |
52825 |
52833 |
54654 |
Импорт, тыс. тонн |
Россия |
1281 |
1208 |
1180 |
990 |
Япония |
710 |
744 |
700 |
745 |
КНР |
473 |
435 |
415 |
400 |
Саудовская Аравия |
399 |
380 |
390 |
395 |
ЕС |
418 |
397 |
420 |
350 |
Мексика |
242
|
365
|
280
|
295
|
Гонконг |
183
|
164
|
170
|
175
|
ОАЭ |
123
|
136
|
145
|
140
|
Южная Корея |
83
|
94
|
90
|
97
|
Канада |
73
|
77
|
85
|
90
|
Румыния |
58
|
77
|
83
|
85
|
Другие |
334
|
307
|
321
|
332
|
Всего в мире |
4377
|
4284
|
4279
|
4094
|
Экспорт, тыс. тонн |
Бразилия |
1241 |
1590 |
1723 |
1800 |
ЕС |
718
|
841
|
700
|
800
|
Таиланд |
425
|
465
|
500 |
530
|
КНР |
489
|
438
|
420
|
440
|
Канада |
69
|
92
|
85 |
90
|
Аргентина |
6 |
18 |
30 |
45
|
ОАЭ |
20 |
37 |
45 |
40
|
Венгрия |
28 |
27 |
30 |
30 |
Польша |
13 |
23 |
25 |
25 |
Австралия |
21 |
17 |
19 |
20 |
США |
2520 |
2180 |
2230 |
2313 |
Другие |
49 |
52 |
54 |
59 |
Всего в мире |
5599 |
5780 |
5861 |
6192 |
Потребление, тыс. тонн |
КНР |
9262 |
9555 |
9839 |
10089 |
Бразилия |
5326 |
5859 |
5837 |
6025 |
ЕС |
6522 |
5506 |
5420 |
5450 |
Мексика |
2308 |
2422 |
2576 |
2706 |
Япония |
1797 |
1830 |
1835 |
1850 |
Индия
|
1250 |
1400 |
1600 |
1799 |
Россия |
1588 |
1697 |
1809 |
1709 |
Канада |
924
|
915
|
918
|
931
|
Саудовская Аравия |
803 |
870 |
890 |
905
|
Малайзия |
846 |
821 |
850 |
874
|
США |
11558 |
12269 |
12415 |
12635 |
Другие |
8218 |
8133 |
7362 |
7685 |
Всего в мире |
50402 |
51277 |
51351 |
52658 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Быстрый рост производства мяса птицы в мире определяется целым
рядом факторов. Назовем основные: интенсивные методы производства,
централизация и вертикальная интеграция промышленного производства,
рентабельность, наличие и доступность кормовых компонентов, высокий уровень
механизации, производство удобной для потребителя продукции, быстрое развитие
сети общественного питания, широкое использование морозильного оборудования и
специализированного транспорта, рост международной торговли и, что наиболее
важно, – постоянно растущий потребительский спрос.
Продукция
птицеводства популярна на всех континентах мира. Потреблению мяса птицы не
препятствуют религиозные или обрядовые барьеры. Помимо чисто экономических
факторов (как самое дешевое), мясо птицы является полезным для здоровья
продуктом, питательным, безопасным и наиболее доступным среди других мясных
продуктов.
Не
случайно соотношение годового потребления мяса на душу населения смещается в
сторону роста потребления мяса птицы. "В Германии за три последних года
потребление мяса птицы возросло на 2,2 кг при снижении потребления свинины,
традиционного национального продукта. И это оправданно, так как мясо птицы
является диетическим животным продуктом, содержит в 2 раза меньше холестерина,
чем свинина, и в 2,7 раза меньше, чем говядина. Витаминный состав мяса птицы значительно
выше, чем в говядине и свинине. Например, витамина А в мясе птицы в 25 раз
больше, чем в свинине. И в то же время продукция птицеводства является наиболее
дешевой для потребителей по сравнению с другими видами мяса, так как расходы
протеина корма на производство 1 кг белка мяса птицы в 2 раза ниже, чем свинины,
и в 5 раз ниже, чем говядины. В условиях ограниченных зерновых ресурсов в
птицеводстве, как наиболее "скороспелой" отрасли животноводства
достигается наибольшая отдача мясом в расчете на единицу затраченного корма"
[2].
Наиболее
важным маркетинговым инструментом в расширении потребления мяса птицы в мире
является производство полуфабрикатов и готовых к употреблению продуктов,
которые отвечают требованиям конечного пользования.
Так,
например, в Северной Америке доля тушки в общем объеме реализации мяса птицы
значительно ниже, чем в других регионах мира, и составляет всего 20 %, на
полуфабрикаты приходится немногим более
50
%, и на птицу в глубокой переработке – около 30 %. В Южной Америке три четверти
мяса птицы реализуется в тушках, а на полностью переработанную птицу приходится
менее 5 %. В странах Европейского Сообщества порядка 55 % мяса птицы
реализуется в тушках, 20 % составляют полуфабрикаты и около четверти всего
реализуемого объема мяса птицы приходится на продукты глубокой переработки. В
Японии 30 % реализуемого в виде тушек мяса птицы перерабатывается в домашних условиях,
61 % идет в систему общественного питания и 9 % – на промышленную переработку в
консервы, колбасы и пр.
В настоящее время во всех уголках мира успешно продается широкий
ассортимент продуктов глубокой переработки мяса птицы: натуральные и рубленые
полуфабрикаты, бескостное белое и красное мясо, кусочки мяса птицы панированные
и в маринадах, различные виды ветчинно-колбасных изделий, рулетов и пр.
"Обвальная"
поставка в нашу страну мяса птицы сыграла на определенном этапе и положительную
роль, заставив по-новому взглянуть на ассортимент и качество выпускаемой
продукции, внедрять прогрессивные технологии убоя и переработки, способствующие
повышению конкурентоспособности.
Как показывают расчеты американских специалистов, проведенные в
рамках программы развития бройлерной промышленности, к 2025 году процент
продукции переработки птицы достигнет 70 % [3].
Таким образом, основными тенденциями в развитии мирового птицеводства
станут: освоение ресурсосберегающих технологий, глубокая переработка мяса
птицы, значительное расширение ассортимента конечной продукции и повышение ее
качества.
Список литературы:
1. Мировой рынок мяса птицы
// Птица и птицепродукты, 2004. – №1. – С. 31.
2.
Абрамова
Л.А. Тенденции развития переработки мяса птицы // Птица и птицепродукты, 2003. –
№4. – С. 61–64.
3.
Вероника
Мойса. Российский рынок мяса птицы: взгляд импортера // Птица и птицепродукты,
2003. – .№4. – С. 47–48.
|