УДК 658.26:339.727.22 (470.620)
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО
КРАЯ
Колесникова А.А. – ст. преподаватель
Кубанский государственный аграрный университет
С принятием нового юридического пакета законов в России в данное время происходит
реформирование электроэнергетики как отрасли в целом. Одним из главных финансовых
вопросов является привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику для
вывода из кризиса энергетической отрасли.
В настоящее время
реформирование электроэнергетики осуществляется во многих странах. Этот процесс
начался и в России. Ограниченный опыт работы в рыночных условиях не позволяет
предвидеть в полной мере последствия этих реформ для экономики и населения.
Каждый регион, край ищет свой путь реформирования электроэнергетики и остается
открытым вопрос: какой из них является оптимальным и как наилучшим образом
организовать рыночное пространство?
При организации
конкурентных рынков электроэнергии не решен пока ряд ключевых проблем, в том
числе вопрос о привлечении инвестиций и обеспечение сбалансированного развития
объектов электроэнергетики. Образование новой рыночной структуры в России и
реформирование электроэнергетики привели к коренным изменениям в структуре
управления электроэнергетикой и в Краснодарском крае. Созданные механизмы
управления оказались менее эффективными по сравнению с теми, которые были до
распада СССР. Произошло ухудшение технико-экономических показателей
производства электроэнергии, выросли расходы на транспортировку электроэнергии
и собственные нужды электростанций, произошло резкое снижение объемов
инвестиций в развитие электроэнергетики и эффективности их использования, почти
в 10 раз сократились ежегодные вводы новых и замещающих генерирующих мощностей
и основных электрических сетей. В связи с принятием новых правовых актов по
электроэнергетике необходимо четко определить правила работы для независимых
производителей электроэнергии, стимулирующих широкое развитие и введение
системы ценообразования на основе концепции предельных затрат. Для условий
России и края в частности, это может быть достигнуто организацией работы на федеральном
и региональных рынках электрической энергии и мощности по схеме единственного
покупателя. При этом обязанности по обеспечению устойчивого развития, надежному
и эффективному функционированию ЕЭС России в целом возлагаются на РАО "ЕЭС
России", а обязанности региональных энергосистем в крае в частности, – на
АО "Кубаньэнерго". С принятием новых юридических актов в России создается
нормативно-правовая база электроэнергетики, определяющая ответственность всех
участников регулирования и самого процесса производства, транспорта и
распределения электрической энергии. Эта нормативная база обеспечивает также
работу энергосистем при наименьших затратах.
Сегодня
топливно-энергетический комплекс Кубани, производящий четверть промышленной
продукции и дающий почти пятую часть налоговых поступлений в консолидированный
бюджет края, находится в сложном финансовом и материальном положении. Край
является дефицитным по всем видам топливно-энергетических ресурсов. Уровень
собственной добычи нефти не обеспечивает потребности края в нефтепродуктах. Не
хватает на внутреннее потребление и собственного газа. Выработка собственной
электроэнергии в крае не покрывает и половины потребностей.
На поиск, разведку и
освоение новых месторождений нужны немалые средства, особенно на морском
шельфе. Освоение большой энергетики, строительство крупных электростанций в
условиях действующей тарифной политики, основанной на затратном механизме,
весьма затруднительно из-за существующей кредиторской задолженности основной энергоснабжающей
организации – ОА "Кубаньэнерго". Сложность выполнения "Энергетической
стратегии Кубани на период 2002–2012 годы" заключается в том, что прежние
подходы, пригодные для условий с централизованно управляемой экономикой, в
настоящее время неприемлемы.
Кроме того, современные
условия характеризуются:
- наличием предприятий
разных форм собственности – частной, коллективной, государственной, смешанной,
с преобладанием в топливно-энергетическом комплексе края предприятий смешанной
формы;
- ограниченными
возможностями влияния федеральных и краевых органов власти на номенклатуру,
объемы и качество производимой в крае продукции;
- возможностью применять
методы, близкие к директивному управлению, только к предприятиям
государственной, муниципальной форм собственности и смешанных форм
собственности с преобладанием в суммарном капитале доли государства;
- необходимостью только
экономического воздействия на предприятия частной, коллективной, смешанной (с
преобладанием в суммарном капитале частной доли) форм собственности.
Важнейшим направлением
деятельности, способным обеспечить динамичное развитие экономики региона, в
сложившейся ситуации администрация края считает создание благоприятного
инвестиционного климата. Эффективность избранной стратегии подтвердила практика
и возросшие рейтинговые оценки. За 1998–2001 годы объем инвестиций в основной капитал
в регионе вырос в 2,5 раза и составил в 2001 году 6,3 млрд. рублей. В 2001 г.
Краснодарский край занимал в РФ десятое место по инвестиционному потенциалу и
седьмое – по инвестиционному риску. По объемам и темпам инвестиций Кубань
занимает лидирующее положение среди регионов Южного округа.
Наибольшая активизация
инвестиционной деятельности наблюдалась в 1999–2000 гг., что в значительной
степени было обусловлено реализацией на территории региона крупных
международных проектов общероссийской значимости – строительством Каспийского
трубопровода по перекачке нефти от Тенгизского месторождения в Казахстане до
Новороссийска и газопровода "Россия – Турция". Их доля в общем,
объеме инвестиций составляла в 1999 году 21 %, в 2000 году – 40 %, в 2001 году
– 42 %. Но и без названных проектов вложения в основной капитал за этот период
увеличились в 1,5 раза. Оживление инвестиционной активности наметилось в нефтедобывающей
промышленности. Основным источником инвестиционных ресурсов являются
собственные средства предприятий (прибыль, амортизация, иностранные инвестиции).
Рассмотрим инвестиции в основной капитал Краснодарского края в разрезе отраслей
в 2000–2001 годах.
Таблица 1 – Вложение инвестиций в
основной капитал Краснодарского края (млн. руб.)
Как видно из таблицы,
вложения в энергетику снизились, темп их роста составляет только 90,7 %.
Отраслевая структура
инвестиций в основной капитал Краснодарского края в 1999–2001 годах
представлена в следующей таблице:
Таблица 2 – Вложение инвестиций по
отраслям в основной капитал Краснодарского края (млн. руб.)
Проводимая реформа
электроэнергетики, как в стране, так и в крае предусматривает изменение
сложившейся за многие годы структуры управления электроэнергетической отраслью,
основу которой составляли региональные энергосистемы. Для новой структуры
управления электроэнергетикой России необходимо будет разработать принципы и
механизмы управления функционированием, вливанием инвестиций, а также развитием
электроэнергетики. Предлагается разработать координирующие структуры
управления, поскольку одни рыночные механизмы не могут гарантировать решения
всего комплекса задач по обеспечению надежного и экономичного электроснабжения
потребителей, а также устойчивого развития электроэнергетики страны и края в
частности. Следует также определить цену реформ и выгоды, которые получат от их
проведения потребители страны, края, а также наиболее целесообразное для
условий России рыночное пространство в электроэнергетике. Особое внимание
должно быть уделено развитию малой энергетики, как в России, так и в крае. Главная
особенность всей проводимой работы в электроэнергетике состоит в принятии новой
нормативно-правовой базы. Нормативно-правовая база должна содержать также
механизмы рынка, субъекты хозяйствования в электроэнергетике, особенно в части
привлечения инвестиций.
Список
литературы:
1.
Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020
года. М: ГУ ИЭС, 2001.
2.
Алейников В.Н. Развитие малой энергетики – основной путь повышения
надежности энергоснабжения хозяйственного комплекса края / В.Н. Алейников, В.Г.
Ушаков, А.М. Гапоненко // Сборник научных трудов КубГТУ. Том IV.
– Краснодар, 2002.
3.
Волков Э.П. Управление развитием и функционированием электроэнергетики в
условиях формирования рыночных отношений / Э.П. Волков, В.А. Баринов //
Известия Академии наук (Энергетика), 2002. – №5.
4.
Джангиров В.А. Рыночные отношения и системы управления в электроэнергетике
/ В.А. Джангиров, В.А. Баринов // Электрические станции, 2001. – №6.
|