Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022,
выдано 20 мая 2008 года Федеральной службой по надзору в сфере
массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
ISSN 1990-4665
12+
  English
 Журнал
Главная
Свежий номер
Архив номеров
Разделы по отраслям науки
Разделы по специальностям
О журнале
Этика научных публикаций
Статистика
География

 Авторам
Порядок рецензирования
Требования к содержанию
Порядок публикации
Образцы документов
Оформление статей
Оформление ссылок
Статус публикаций
Авторские права
Наши авторы

 Редакция
Редакционный совет
Редколлегия
Объявления
Ссылки
Контакты

 Документы
Оформление и публикация (в одном файле)





Кто здесь?


CC BY  «Attribution» («Атрибуция»)
 Версия для печати
 Файл в формате pdf


УДК 65.012.73



ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ АПК


Ремезков А.А. – к. э. н., профессор, первый заместитель Главы администрации Краснодарского края


В статье систематизированы теоретические, методологические проблемы государственного регулирования экономики АПК, предложены новые формы и инструменты воздействия государства на рынок продовольствия.

Одно из направлений преодоления кризисной ситуации в России – усиление государственного регулирования АПК. В целях нейтрализации негативных процессов в развитии АПК Минсельхозом России совместно с другими министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Федерации осуществлены меры по стабилизации агропромышленного производства. Основной упор в планировании и прогнозировании эффективной работы АПК должен делаться на уровне региона. Такая работа уже проводится и имеет определенные результаты. Так, в Краснодарском крае введена система бюджетных дотаций на продукцию животноводства, поставляемую для государственных нужд; установлены дотации на поддержку элитного семеноводства и племенного дела, компенсация части затрат сельскохозяйственных организаций на приобретение минеральных удобрений и химических средств зашиты растении, комбикормов и других ресурсов. Проведена важная работа по снижению процентной ставки по кредитам и займам коммерческих банков. В связи с недостатком бюджетных средств важное значение приобретает концентрация финансовых ресурсов на наиболее важных, «стратегических» направлениях, т. е. в тех отраслях аграрного производства, где можно рассчитывать на сравнительно быстрый прирост производства продукции, получение максимальной прибыли. Работу следует проводить там, где еще есть возможность потеснить импортные поставки продовольствия и занять данную нишу отечественного рынка продовольствия. К числу таких отраслей следует в первую очередь отнести производство овощей, плодов, кормов, производство молока и молочных продуктов, свиноводство, птицеводство, рыбоводство и др. При этом по кормам давно следует ориентироваться на рыночную продажу. Это позволит повысить эффективность данной отрасли, даст возможность обозначить реальную себестоимость производства продукции животноводства, что очень важно при вступлении страны в ВТО.

Важным составляющим звеном агропромышленного комплекса Краснодарского края является пищевая промышленность. Пищевая промышленность – потенциально наиболее гибкое, быстро восстанавливаемое и организуемое производство. Рынок продовольственных товаров жизненно важен для обеспечения здоровья и дееспособности нации, стимулирования развития других отраслей промышленности. Успех или неудача в удовлетворении спроса потребителей на продукцию пищевой промышленности имеют явно выраженные политические последствия. Россия не может регулярно и в требуемых объемах получать валютные ресурсы, необходимые для обновления и развития технологической базы пищевой промышленности. Одним из стратегических приоритетов страны должно стать производство всего спектра оборудования, отвечающего самым высоким современным требованиям, в котором пищевая промышленность остро нуждается.

Пищевая промышленность по–прежнему характеризуется наибольшей инвестиционной привлекательностью. Следует учитывать, что степень износа основных фондов основного вида деятельности крупных и средних предприятий пищевой промышленности превышает 53–55 %, а уровень загрузки производственных отраслей пищевой промышленности является одним из самых низких – 43 %, Это свидетельствует о наличии больших резервов, как в обновлении основных фондов, так и в увеличении мощности предприятий и организаций данной отрасли. За последние несколько лет сильно ухудшилась возрастная структура производственных фондов промышленности Краснодарского края. В пищевой промышленности 10 % машин и оборудования используются менее 5 лет, 38,9 % оборудования эксплуатируется свыше 15 лет при нормативном сроке эксплуатации 10–12 лет. Из предлагаемой в лизинг иностранной продукции спрос в России на пищевое оборудование составил 4 %, в Краснодарском крае – 17 %. Главной причиной нежелания отдельных иностранных концернов поставлять оборудование в Россию на условиях лизинга остается недостаток финансирования отечественных лизинговых компаний. Администрация Краснодарского края принимает все меры по разрешению данной проблемы. Уже в 2003 г. подписан ряд соглашений с крупнейшими компаниями экономически развитых стран на поставку оборудования в регион, общая сумма договоров превышает 500 млн €.

Развитие пищевой и перерабатывающей отраслей является важнейшим условием выхода экономики Краснодарского края из социально-экономического кризиса. Решение этой задачи объективно требует усиления государственного регулирования экономических и финансовых процессов без отказа от общего курса рыночных преобразований и при обеспечении безусловной сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке.

Что касается сельскохозяйственных товаропроизводителей, то им предоставлены существенные льготы в налогообложении. Установлены льготные тарифы на электроэнергию, используемую сельскохозяйственными организациями и предприятиями на производственные нужды, осуществляются процессы реструктуризации и углубления специализации агропромышленного производства, диктуемые конъюнктурным спросом на продовольственном рынке. Сельскохозяйственные товаропроизводители все более адаптируются к рыночным условиям хозяйствования, за последние годы расширены посевные площади под пшеницей, являющейся основной продовольственной культурой, стоит вопрос о рациональном наполнении севооборотов такими культурами, как сахарная свекла, соя, кукуруза, многолетние травы. Несмотря на экономические трудности, проводится работа по внедрению в АПК ресурсосберегающих и почвозащитных технологий, созданию совместно с зарубежными фирмами современных производств; все большее развитие получают процессы кооперации и агропромышленной интеграции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, обслуживающих отраслей, а также торговых и банковских организаций; получили распространение интегрированные структуры на базе птицефабрик, животноводческих комплексов и производителей зерна. Находят широкое распространение совместные коммерческие организации сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в виде продуктовых холдингов.

Важным направлением государственной поддержки аграрного сектора экономики становится развитие лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования. Однако в связи с большой задолженностью хозяйств по поставленной ранее технике формирование федерального лизингового фонда осложнилось. В целях совершенствования лизинговой деятельности в АПК Правительством РФ принято Постановление от 26 февраля 1999 г. № 228 «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета», предусматривающее усиление роли государства в эффективном использовании средств бюджета за счет закрепления в федеральной собственности федеральными лизинговыми компаниями контрольного пакета акций. Например, АО «Росагроснаб» будет привлекать региональные снабженческие организации (лизинговые компании) для осуществления лизинговой деятельности при условии передачи ими контрольного пакета акций в его собственность.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации должны оказывать необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности в АПК. Минсельхозом РФ разработана и успешно претворяется в жизнь федеральная целевая программа стабилизации и развития инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса России «Техника для продовольствия России на 1999–2005 годы». Целесообразно было бы придать ей статус президентской и обеспечить дальнейшее выполнение. Согласно проекту основных направлений бюджетной политики на 2004 г. и на период до 2010 г., государственные инвестиции для АПК по всем разделам федерального бюджета будут увеличены. Основным источником инвестиций на федеральном уровне являются ассигнования из Бюджета развития на возвратной основе под гарантии Правительства РФ, предоставляемые на конкурсной основе. Установлены жесткие требования к оценке эффективности инвестиционных проектов и сроки прохождения документов в федеральных министерствах и ведомствах. Однако при установленных регламентах для многих сельскохозяйственных организаций, предприятий и фермеров эти средства окажутся недоступными. Поэтому целесообразно образовать специальный фонд долгосрочного кредитования предприятий и организаций АПК. Важную роль при этом должны играть международные инвестиции, для привлечения которых надо создать все необходимые условия.

Следует отметить, что агропромышленный комплекс вносит значительный вклад в формирование ВВП страны и доходную часть федерального бюджета и не является лишь потребителем бюджетных средств. За счет этих средств поддерживаются в основном элитно-семеноводческие, племенные и другие хозяйства, определяющие научно-технический прогресс отрасли. Признавая необходимость экономии государственных расходов, представляется целесообразным привести в соответствие выделение средств агропромышленному комплексу его вкладу в создание ВВП страны. Проведенный анализ показывает, что один рубль, «сэкономленный» на поддержке села, может обернуться потерей нескольких рублей в доходной части бюджета. Одно рабочее место на селе позволяет обеспечить занятость 5–6 человек в других сферах экономики.

В марте 1998 г. было принято Постановление Правительства РФ «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства», в соответствии с которым завершается разработка федеральной целевой программы по оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей. Начало было положено хорошее, но не нашло своего дальнейшего претворения в жизнь. От решения проблемы диспаритета цен будут зависеть не только финансовая стабилизация на селе, но и оживление инвестиционной деятельности в АПК, восстановление и дальнейшее развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения, химической промышленности и др.

Одной из мер государственной поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей АПК является регулирование ставок ввозных таможенных пошлин, установление продовольственных квот. Введение компенсационных таможенных сборов на отдельные продовольственные товары и одновременное снижение таможенных ставок на импорт прогрессивных технологий, новой техники и оборудования предусмотрены в федеральных законах «О государственном регулировании агропромышленного производства» и «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Большие резервы для развития производства, снижения издержек и увеличения доходов имеются и у самих товаропроизводителей, которые могут решить свои проблемы путем создания различных интеграционных структур, начиная с простых форм объединения предприятий и организаций до формирования холдингов, финансово-промышленных групп. В последнее время получила развитие интеграция производителей животноводческой продукции с перерабатывающими, комбикормовыми предприятиями, организациями сервисного обслуживания, торговыми и финансовыми структурами. Многое делается в этом направлении в Орловской, Белгородской, Ленинградской, Владимирской, Ярославской, Самарской областях. Нам следует изучить данный опыт и взять на вооружение все лучшее. В целях государственной поддержки товаропроизводителей АПК необходимо реализовать предусмотренные Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» положения по регулированию аграрного рынка. В комплексе мер воздействия на рынок важная роль отводится проведению закупочных и товарных интервенций. В Москве на Европейско-Азиатской бирже прошли первые в истории российского зернового рынка торги в рамках государственных интервенций. Согласно распоряжению Правительства от 13.11.2001 г. № 1501-р «Об определении государственного агента по проведению государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», Минсельхозом РФ был проведен открытый конкурс, по итогам которого государственным агентом по проведению государственных закупок и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия определено государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Минсельхозе РФ. Для этого из федерального бюджета было выделено 2 млрд руб. и принято решение о закупке самой популярной продовольственной пшеницы третьего класса. Как показывает зарубежный опыт, интервенции финансируются за счет государства. Учитывая дефицитность бюджетов всех уровней, осуществление этих интервенций остается проблематичным. Решение данной проблемы, с нашей точки зрения, заключено в создании товарно–сырьевых бирж.

Важным фактором устойчивости сельского хозяйства является страхование урожая. При отсутствии эффективной системы страхования и недостатке у сельскохозяйственных предприятий и организаций страховых резервов их просроченная кредиторская задолженность возрастает ежегодно в среднем на 4 млрд руб. В неурожайные годы возникают трудности в размещении кредитных ресурсов, не обеспечивается возврат полученных кредитов. Целесообразно также создание на региональном и федеральном уровнях отраслевых союзов, ассоциаций и других формирований. Наряду с ранее действовавшими общероссийскими союзами в Московской, Орловской, Саратовской и ряде других областей созданы и функционируют региональные отраслевые союзы, которые, по мнению Департамента экономики Минсельхоза России, станут основными защитниками интересов крестьян и партнерами государства в развитии АПК. Особое внимание необходимо уделить принятию закона о деятельности Агропромышленного союза России, в котором должны быть определены также основные принципы работы региональных агропромышленных союзов, их права, формы и методы взаимодействия с органами государственной власти, источники финансирования. Обеспечение продовольственной безопасности страны непосредственно связано с решением стратегических вопросов развития АПК, включающих усиление государственной поддержки агропромышленного производства, защиту внутреннего рынка; техническое и технологическое обновление предприятий, развитие инвестиционной деятельности. Экономический рост в сельском хозяйстве оживит работу предприятий других отраслей. Избежать обвального спада производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия удалось во многом благодаря вмешательству государства в развитие негативных процессов в АПК.

Таким образом, при общем снижении роли государства в становлении рыночных отношений в стране, аграрный сектор экономики должен остаться в поле деятельности государственных рычагов и стимулов рынка.


 
© Кубанский государственный аграрный университет, 2003-2021
Разработка и поддержка сайта: ЦИТ КубГАУ

Регистрационный номер НТЦ «Информрегистр» 0420900012
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-32022
ISSN 1990-4665