Научный электронный журнал КубГАУ . № 04(20), 2006



УДК 316.334:37

УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЖИЗНИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ

Замятина О.Н.,  – аспирант

Алтайского государственного университета, город Барнаул, Россия

В статье анализируется проблема связи социальной эффективности образования и социальной культуры человека как системообразующего основания для ее оценки. В статье приводятся эмпирические данные об уровне одного из видов социальной культуры студенчества, культуры планирования жизни. В результате сравнительного анализа автор делает вывод о дифференцирующем значении типа вуза, профиля специальности и курса обучения для формирования этого вида культуры будущих специалистов и обеспечения социальной эффективности региональной системы высшего образования.

In the article of O.V. Zamiatina “Level of Culture in Planning Future Specialists Lives as an  Index of Higher Education Social Activity in Siberian Region” the problem of connection between social effectiveness of education and person’s social culture as a system constituent ground for its estimate is analyzed. Empirical data of one of a number of students’ social culture - culture of life planning level is given in the article. As a result of comparative analysis a conclusion of differentiative significance of kind of higher education institute, speciality and course of education for the kind of future specialists culture forming and regional system of higher education social activity providing is drown by the author.

В начале XXI века ускорение социальных процессов, трансформация социальной структуры, качественные изменения роли информации и знания в современном обществе и жизни человека привели к необходимости научного анализа образования как системообразующего фактора устойчивого развития общества и накопления жизненных сил личности. В современном российском обществе существенной проблемой является социальная эффективность образования, и в связи с этим решение данного вопроса становится определяющим для успешного ведения образовательной и культурной политики.

Выделив и проанализировав теоретико-методологические подходы к определению оснований социальной эффективности образования,  мы пришли к выводу, что существует множество оснований социальной эффективности образования. Социальную эффективность образования можно оценивать по следующим основаниям:

  • функционирование и развитие социального института образования;
  • реализация учебной деятельности и учебных программ;
  • направленность и результат экономических вложений в систему образования;
  • сформированность общественной национально-государственной идеологии;
  • характер и объем информационных потоков, превращенных в знание;
  • сформированность и степень реализации образовательной ценности;
  • характер  воспроизводства образования как открытой  социальной системы.

Названные основания объединяет идея развития личности с высоким уровнем культуры. Это является социальной константой образования на любом этапе развития социальной системы, в любых социально-исторических условиях. Социальная культура человека включает в себя следующие характеристики: четкую самоидентификацию личности с определенными социальными группами и слоями общества, умение выражать свои интересы, взаимодействовать, «солидаризироваться» с другими социальными субъектами, управлять своей жизнью, разумно сочетая в себе природу и социум. Социокультурный аспект образования проявляется во всех компонентах этой социальной системы. Это позволяет нам сделать вывод о системообразующим значении социальной культуры как основании эффективности образования. Исходя из системообразующего основания «социальной культуры человека», мы определяем социальную эффективность образования как качественную  характеристику результата функционирования социального института образования, включенности социального  субъекта в образовательную деятельность, реализации программ и культурных ценностей образования,  выраженную в социальной культуре человека.  

Содержание социальной эффективности высшего образования заключается в качестве формирующейся в этой  системе социальной культуры будущего специалиста.

Для проведения эмпирического исследования социальной культуры студенчества мы определили критерии оценки социальной эффективности образования и показатели социальной культуры субъектов образования. Выявляя уровень социальной культуры студентов, мы анализируем показатели следующих видов культур:

  • рекреационная;
  • информационная;
  • культура образа жизни;
  • семейно-брачная;
  • политическая;
  • профессиональная;
  • этническая;
  • культура здоровьесбережения;
  • культура ценностных ориентаций;
  • культура планирования жизни.

Исследуя специфику уровня социальной культуры студентов в сибирском регионе на примере Алтайского края, в качестве генеральной совокупности мы определили общее количество студентов дневной формы обучения города Барнаула, так как вузы в большинстве сосредоточены в административном центре. В анкетном опросе приняли участие 1310 человек в марте 2005 года. Выборка составлена квотным методом и дифференцирована по признакам: тип учебного заведения (государственный и негосударственный вуз), специальность (гуманитарные и естественные факультеты), курс обучения (первый и пятый).

Данные нашего исследования позволяют выявить уровень социальной культуры студенчества и оценить эффективность степени сформированности и реализации образования как ценности.

Одним из критериев оценки эффективности сформированности и реализации образования как ценности является критерий  «планы на будущее». Этому критерию соответствуют следующие показатели социальной культуры студента: «найти любую работу», «найти работу только по специальности», «продолжить обучение по специальности», «переквалифицироваться», «уехать из страны», «создать семью», «заняться общественно-политической деятельностью», «заработать деньги». На вопрос «Ваши планы на будущее?» были получены следующие ответы (см. таблицу 1).

ТАБЛИЦА 1 - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ  НА ВОПРОС  «ВАШИ ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ?» В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ, ФАКУЛЬТЕТА, КУРСА (В % ОТ ЧИСЛА ОТВЕТИВШИХ)
Таблица 1

В ходе исследования мы выявили, что  жизненные стратегии у студентов негосударственных вузов выстраиваются более четче, нежели у студентов государственных вузов. Студенты негосударственных вузов более жестко ориентированы на дальнейшую, будущую жизнь, а именно 30% студентов планируют найти работу только по специальности, 29% студентов заработать деньги и только 1% студентов создать семью. Студенты государственных вузов ориентированы на работу только по специальности и это 20% студентов. Планируют заработать деньги 23% студентов и 15% студентов создать семью. Результаты исследования показывают, что социальная культура студентов государственных вузов носит разнонаправленный характер.

Студенты гуманитарных факультетов более четче выстраивают свои планы на будущее, чем студенты естественных факультетов. Наиболее характерными являются следующие показатели социальной культуры студентов: «найти работу только по специальности», «заработать деньги». Если  каждый третий студент гуманитарных факультетов ориентирован работать по специальности, то у студентов естественных факультетов это только каждый десятый. Студенты естественных факультетов в большей степени планируют зарабатывать деньги, нежели студенты гуманитарных факультетов.

Эмпирические данные показывают, что студенты пятых курсов более осознанно выстраивают свои жизненные стратегии, так как они уже почти выпускники вуза и поэтому им уже более четко нужно определиться в дальнейшем жизненном пути, нежели студентам первого курса, у которых еще за плечами пять лет учебы в университете. Исследование показывает, что 27% студентов пятого курса планируют найти работу только по специальности и 30% студентов первого курса. Уже 13% студентов пятого курса планируют создание семьи и только 3% студентов первого курса.

Таким образом, сравнительный анализ уровня социальной культуры студентов государственных и негосударственных вузов, различных специальностей и курсов обучения показывает, что у будущих специалистов формируется разное представление о планировании дальнейшей  жизни. Обращаем внимание, что студенты негосударственных вузов, гуманитарных факультетов  демонстрируют более высокий уровень культуры планирования жизни, нежели студенты государственных вузов, естественных факультетов. В результате сравнительного анализа автор приходит к выводу, что проявляется положительная динамика уровня культуры планирования жизни в процессе обучения в вузе.

Социальная эффективность образования ориентирована на различные социальные группы студенчества.

Основные результаты и выводы социологического исследования об уровне социальной культуры студента как основании социальной эффективности высшего образования могут быть использованы:

  • при формировании региональной социальной политики в сфере образования и культуры;
  • разработке концепций управления качеством образования и интеграцией региональной  системы образования в национальное образовательное сообщество;
  • в молодежной политике;
  • в учебно-воспитательной работе с молодежью разных вузов, специальностей  и курсов;
  • основные результаты и выводы могут быть использованы в преподавании социологии образования, социологии молодежи, социологии культуры.

Научный электронный журнал КубГАУ . № 04(20), 2006