Научный электронный журнал КубГАУ . № 02(18), 2006



УДК 634.8 (075)

ДИКОРАСТУЩИЙ ВИНОГРАД АЗЕРБАЙДЖАНА

Аманов М. В. – к. с.-х. н.

Азербайджанский НИИ виноградарства и виноделия (Баку)

Дикий виноград в Азербайджане возник в верхнем плиоцене, судя по отпечаткам листа дикого винограда Vitis silvestris Cmel., обнаруженным археологами. Сегодня он распространен на обширной территории Азербайджана: от 18 м ниже уровня моря (побережье реки Кура в Салянском районе) до 2000 м выше уровня моря (Кусарский район). Помимо Vitis silvestris встречается и другая разновидность дикого винограда, Vitis labrusca, устойчивая к вредителям и болезням. Этот ценнейший генофонд является достоянием всего мира, требует дальнейшего всестороннего изучения и должен заинтересовать ученых всех регионов, где занимаются проблемами виноградарства и виноделия.

Азербайджан по разнообразию видов произрастающего здесь дикого винограда и по величине ареала его распространения занимает одно из ведущих мест на Земле [1–4].

Возникновение и развитие дикого винограда в Азербайджане имеет древнюю историю. Об этом свидетельствуют отпечатки листа дикого винограда Vitis silvestris Gmel., обнаруженные археологами в верхнем плиоцене на камне у реки Аракс Зангеланского района, вблизи населенного пункта Миндживань на границе с Ираном.

Дикий виноград распространен на обширной территории Азербайджана: от 18 м ниже уровня моря (побережье реки Кура в Сальянском районе) до 2000 м выше уровня моря (Кусарский район). Виноград представлен типичными формами: опушеннолистной (Vitis silvestris Gmel. var. typica Negr.) и гололистной (Vitis silvestris Gmel. var. аberrans Negr.). Помимо Vitis silvestris на территории Азербайджана встречается и другая разновидность дикого винограда – Vitis labrusca. Эта разновидность распространена в зоне Талышских гор. История возникновения и развития Vitis labrusca на территории Азербайджана имеет очень глубокие корни. Доказано, что Vitis labrusca появился в Азербайджане еще в третичный период истории человечества. В четвертичный период, в эпоху оледенения, вся территория Закавказья, в том числе и Азербайджан, оказалась под покровом ледовых масс. Ледники не затронули лишь юг Закавказья и область Талышских гор. Многие теплолюбивые растения, в том числе и Vitis labrusca, нашли там надежное пристанище, выжили и сохранились до наших дней, а потому и считаются реликтовыми. Некоторые авторы, занимавшиеся изучением дикорастущего винограда, такие, как Сосновский и др., отмечают, что V. labrusca на Кавказе, как в Западной Грузии, так и в Талыше (Азербайджан), встречается исключительно в одичалом состоянии и является видом американского происхождения, который Kunze также подчинил своему подвиду Vitis labrusca orientalis O. Kunze в качестве разновидности. На наш взгляд, после глубокого научного изучения V. labrusca в Талыше можно разрешить спорный вопрос о происхождении винограда.

Несмотря на обширное распространение и многообразие форм дикого винограда, этот генофонд, к сожалению, не привлекает должного внимания ученых-виноградарей Республики. Между тем дикая лоза, благодаря своим непревзойденным качествам, представляет большой теоретический и практический интерес. Прежде всего, дикорастущая лоза отличается от культурной более высокой морозостойкостью, засухоустойчивостью и солевыносливостью. Не менее важным свойством дикорастущей лозы является ее устойчивость к грибковым заболеваниям, в особенности к милдью, оидиуму и антракнозу, а также к главному бичу виноградников – филлоксере (рис. 1). Так, например, в Шемахинском, Шамкирском и др. районах в зонах с интенсивным развитием грибных заболеваний, серой гнили и филлоксеры рядом с сильно зараженным виноградником дикая лоза свободно растет и развивается. Если бы дикорастущая лоза была восприимчива к указанным заболеваниям, то в этих зонах давно бы уже не осталось ни одного куста дикорастущего винограда. Благодаря способности дикой лозы легко скрещиваться с культурной, эти ценные качества дикого винограда могут быть переданы культурным сортам. Таким образом, дикорастущий виноград представляет собой ценный материал для создания новых сверхустойчивых к болезням и вредителям сортов винограда, пригодных для возделывания в высокогорных и засушливых зонах Азербайджана.


Рисунок 1 – Оидиумоустойчивые мужские цветки дикорастущего винограда

Учитывая малоизученность дикого винограда и его ценные качества, с 1995 года по настоящее время мы проводим исследование дикого винограда по всем районам Республики. За этот период обследованы все зоны распространения дикорастущей лозы в горизонтальной и вертикальной зональности.

Исследования ведутся по следующим направлениям:

- выявление мест обитания и описание дикого винограда;

- уточнение ареала его распространения;

- выделение и изучение сравнительно иммунных к грибным заболеваниям форм дикого винограда;

-   создание в составе ампелографических коллекций Азербайджанского НИИ виноградарства и виноделия (АзНИИВВ) субколлекций дикого винограда из устойчивых форм с целью направленного изучения и использования их в селекционной работе в качестве исходного материала.

В результате проведенных исследований инвентаризовано и изучено огромное количество форм дикого винограда: этикетировано 7769, детально изучено 1286 образцов. Путем исследований нами выявлена и выделена в особую разновидность (Vitis silvestris Gmel. var. Zangezur Mail; V. S. Gmel. var. Alpan Mail) новая, до сих пор не известная науке белоягодная форма дикого винограда, признаки которой лишь частично совпадают с признаками ранее изученных форм.

О влиянии дикорастущего винограда на местный сортимент может свидетельствовать существование ряда аборигенных сортов, явно несущих черты близкого сходства с дикорастущим виноградом.

В таблице приведены данные величины, формы семян и веса ягод у белоягодных и черноягодных форм дикорастущего винограда Азербайджана. Для сравнения также приведены данные аналогичных показателей у местных сортов Аг ширей и Кара ширей.

Таблица – Размеры семян и вес ягод у сортов Аг ширей, Кара ширей и дикорастущих лоз в Шемахинском районе
Таблица

Из приведенных данных видно, что местные сорта Аг ширей и Кара ширей по размерам семян, степени развития клювика, а также величине индекса очень близки к семенам дикорастущего винограда.

Округлая форма, небольшой размер и короткий клювик у семян культивируемых сортов доказывают, что эти сорта возникли на основе местного дикорастущего винограда. Селекция изменила их в различной степени, но по признакам семян они остались очень близкими к дикорастущему винограду. Кроме величины семян сорта Аг ширей и Кара ширей отличаются и наиболее мелкими округлыми черными и белыми ягодами, что также говорит о родстве с диким виноградом. У растений этих сортов имеются и другие характерные признаки: листья голые, без опушения, окраска листьев зеленая. Коронки и первые листочки у дикорастущего винограда без опушения, голые.

Приведенные данные подтверждают, что сорта винограда Аг ширей и Кара ширей произошли от дикорастущей лозы, той, которая относится к подвиду V. silvestris.

 В результате проведенных нами многолетних исследований можно сделать вывод, что закономерность процесса эволюции между культурными сортами винограда и мужскими особями дикорастущей лозы до сих пор сохранена. Известно, что длина грозди культурных сортов от 6 до 30 см. Грозди культурных сортов бывают цилиндрической, конической формы, крылатые и разветвленные. Исследования показали, что между культурными сортами винограда и мужскими особями дикорастущей лозы по размеру и форме соцветий существует адекватность.

Соцветия у бело- и черноягодных женских особей дикорастущего винограда и у культурных сортов по величине и форме не совпадают. Грозди женских форм дикорастущего винограда отличаются слишком малой величиной.

Адекватность между мужскими особями дикорастущей лозы и культурными сортами винограда служит доказательством того, что местные обоеполые культурные сорта винограда Азербайджана и других стран мира происходят от мужских особей дикорастущего винограда.

По данным некоторых исследователей Европы, Азии и Закавказья в природе существуют и гермафродитные формы дикого винограда, а факт существования белоягодных форм или полностью отрицается, или же берется под сомнение. Так, сотрудники секции виноградарства Института растениеводства в 1936 году по результатам обследования дикорастущего винограда Кубинского и Шемахинского районов Азербайджана составили общую характеристику дикого винограда этой зоны: ягоды на всех лианах имеют черную окраску, мужские формы составляют 66,1 %, женские 27 %, а гермафродитные – 6,9 %. На основе этих данных было сделано заключение, что в Азербайджане нет белоягодных форм дикого винограда, а гермафродитные формы существуют. Результаты проведенного нами многолетнего исследования дикорастущих лоз в Азербайджане опровергли это мнение. Так, в 1995–2005 гг. в Кусарском, Кубинском, Исмаиллинском, Шемахинском и других районах Республики были обнаружены и детально изучены заросли дикого винограда с белыми ягодами, а формы с гермафродитным типом цветка не выявлены (рис. 2). Неоднократно встречавшиеся во время обследования кусты винограда, растущие вблизи старых запущенных садов и развалин, относятся к одичавшим или гибридным формам.


Рисунок 2 – Белоягодный дикорастущий виноград, Кубинский район

В результате исследований в лесных массивах сел Карабулаг и Чирягиль Кусарского района, села Кирзан Таузского района и села Венли Джалилабадского района обнаружены милдьюустойчивые образцы дикорастущего винограда. На побережье реки Гирдиманчай в Аксуинском и Исмаиллинском районах, а также в лесах вблизи села Венли Джалилабадского района найдены образцы дикого винограда, устойчивые к оидиуму (рис. 3). По окрестностям водоема Фахракюшк Шемахинского района и в лесных массивах вблизи села Ази Асланова Акстафинского района обнаружены филлоксероустойчивые образцы дикорастущего винограда.


Рисунок 3 – Черноягодный дикорастущий виноград, Аксуинский район, побережье реки Гирдиманчай (13.10.2005 г.)

В исследованиях особое внимание уделялось искусственному опылению возделываемых в Республике функционально женских и гермафродитных сортов винограда пыльцой мужских соцветий дикорастущего винограда, как фактору, значительно повышающему урожайность виноградников.

Впервые изучалась жизнеспособность пыльцы дикого винограда в зависимости от условий хранения. В результате исследований разработана технология приготовления ароматизированных вин на основе применения нектара мужских соцветий дикорастущего винограда.

В результате изучения дикого винограда в различных зонах Республики и сопоставления его с местными культурными сортами получен ценный материал для решения вопроса о происхождении культуры винограда, что имеет большое научное значение для Азербайджана.

В 2005 году изучению дикорастущего винограда Азербайджана было уделено особое внимание. В результате проведения широкомасштабных исследований на территории Республики обнаружено множество форм с белой, черной и фиолетовой окраской ягод, отличающихся высокой устойчивостью к оидиуму. Ни на одном из выявленных образцов не обнаружено признаков этого заболевания.

Оидиумоустойчивые образцы дикорастущего винограда с функционально мужским типом цветка направленно используются нами в селекции. Так, путем гибридизации (перекрестного опыления) функционально женских сортов пыльцой мужских соцветий дикорастущего винограда получено шесть новых гибридных форм, отличающихся повышенной устойчивостью к оидиуму.

В заключение хочется отметить, что этот ценнейший генофонд, являясь достоянием не только Азербайджана, но и всего мира, требует дальнейшего всестороннего изучения и должен заинтересовать ученых всех регионов, где занимаются проблемами виноградарства и виноделия.


Список литературы

1. Аманов, М. В. Новая разновидность дикорастущего винограда в Азербайджане / М. В. Аманов // Виноград и вино России. – М., 1997. – № 6. – С. 26–27.

2. Бурчак-Абрамович, П. И. Дикий виноград Vitis Silvestris Cmel в Восточном Кобыстане (Азербайджан) / П. И. Бурчак-Абрамович // Известия АН Аз. ССР. – 1963. – № 10, С. 49–52.

3. Гроссгейм, А. А. Флора Талыша / А. А. Гроссгейм. – Тифлис : Изд-во Наркомзем Аз. ССР, 1926. – С. 96–100.

4. Палибин, И. В. Палеонтология виноградной лозы. Ампелография СССР / И. В. Палибин. – Т. 1. – М., 1946. – С. 134–153.

Научный электронный журнал КубГАУ . № 02(18), 2006