Научный электронный журнал КубГАУ . № 02(18), 2006 УДК 621.892.096 КАЧЕСТВО МОТОРНЫХ ТОПЛИВ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ КУБАНИ Вербицкий В. В. – доцент Кубанский государственный аграрный университет Рассмотрены вопросы взаимосвязи отклонений от стандарта качества моторных топлив с работоспособностью двигателя. Определены часто встречающиеся в условиях сельскохозяйственного производства отклонения качества топлив от норматива. На кафедре "Тракторы и автомобили" с января 2001 по декабрь 2005 гг. проводились исследования качества моторных топлив. При этом изучались следующие вопросы: - показатели качества моторных топлив, поставляемых в хозяйство; - наиболее часто встречающиеся отклонения от нормативов качества топлив; - условия хранения и использования топлив в хозяйствах края; - состояние учета движения топлива в хозяйствах. При анализе свойств бензина определялись следующие показатели качества: - плотность; - наличие механических примесей; - содержание воды; - кислотное число; - содержание фактических смол; - наличие минеральных кислот и щелочей; - фракционная разгонка топлива (определение температур начала кипения, выкипания 10 % топлива, 50 % топлива и 90 % топлива). При анализе свойств дизельного топлива определялись следующие показатели его качества: - плотность; - наличие механических примесей; - содержание воды; - температура вспышки; -
вязкость при 20 - наличие минеральных кислот и щелочей. Анализы проводились по
стандартной методике. Плотность определялась нефтеденсиметрами с пределами
измерений от 0,71 до 0,77 и от 0,77 и до 0,83 Результаты всех анализов представлены в таблице 1. Таблица
1 – Результаты анализов качества бензина
![]() Во всех анализах отмечено отсутствие в бензинах механических примесей и воды. По результатам всех этих анализов можно отметить следующее. Образец топлива № 1 имеет слишком легкий фракционный состав. Поскольку этот бензин использовался летом, неизбежно образование паровых пробок в системе питания. То же самое можно сказать и об образце топлива № 2. Образцы топлива № 3, № 4 и № 5 имеют плохие пусковые свойства. У образца топлива № 6 пусковые свойства очень плохие, а нейтральная реакция водной вытяжки позволяет предположить недопустимо низкую технологию производства. Образцы топлива № 7, № 8, № 9 и № 10 удовлетворяют требованиям стандартов. Образец топлива № 11 отличается неполнотой сгорания. Образец топлива № 12 склонен к образованию паровых пробок в системе питания. Образец топлива № 13 удовлетворяет требованиям стандартов. Образец топлива № 14 обеспечивает несколько ухудшенный запуск и повышенную неполноту сгорания. Образец топлива № 15 удовлетворяет требованиям стандартов. Образец топлива № 16 отличается непомерно высоким содержанием легких фракций, склонностью к образованию паровых пробок и сильной щелочной реакцией водной вытяжки, свидетельствующей о нарушениях технологии производства. Таким образом, из 16 образцов топлива, подвергшихся анализу, полностью соответствуют требованиям стандартов 6 образцов, или 37,5 %; склонны к образованию паровых пробок 4 образца, или 25 %; обеспечивают ухудшенный запуск 5 образцов, или 31 %; позволяют предположить несовершенную технологию изготовления 2 образца, или 12,5 %; обеспечивают низкую приемистость двигателя 2 образца, или 12,5 %, и отличается недопустимо высокой неполнотой сгорания 1 образец топлива, или 6 %. Некоторые образцы топлива характеризуются одновременно двумя нарушениями стандартов. Результаты лабораторных испытаний качества дизельного топлива представлены в таблице 2. Таблица
2 – Результаты анализов качества дизельного топлива
![]() Во всех анализах отмечено отсутствие механических примесей и воды. По результатам этих анализов можно отметить следующее. Образцы топлива № 1, № 2, № 3 и № 4 отличаются повышенным содержанием фактических смол. При анализе образца № 5 не зафиксирована температура вспышки, кроме того, содержание фактических смол выше нормы. Образец топлива № 6 содержит фактических смол выше нормы. Образцы топлива № 7 и № 8 отличаются пониженной вязкостью, кроме того, при испытаниях образца № 8 не установлена температура вспышки, зафиксирована сильная щелочная реакция и отмечено повышенное содержание фактических смол. Образцы топлива № 9, № 10 и № 11 соответствуют стандартам. Таким образом, из 11 испытанных образцов дизельного топлива соответствуют стандартам 3 образца, или 27 %; отличаются повышенным содержанием фактических смол 7 образцов топлива, или 63 %. Не зафиксирована температура вспышки у 2 образцов топлива, или 18 %. Имели пониженную вязкость 2 образца топлива, или 18 %, и зафиксирована сильная щелочная реакция у 1 образца топлива, или 9 %. Следует учитывать, что для анализа отбирались образцы моторных топлив сразу же после их поставки. С учетом возможных недостатков в оборудовании нефтебаз сельскохозяйственных предприятий и ошибок при хранении нефтепродуктов качество бензинов и дизельных топлив может снизиться. |
Научный электронный журнал КубГАУ . № 02(18), 2006 |