Научный электронный журнал КубГАУ . № 08(16), 2005 УДК 631.1:635.1:631.16 ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Ананьева Е.А. – аспирантка Кубанский государственный аграрный университет В современных условиях рыночной экономики, когда многие организации сталкиваются с проблемой неплатежеспособности, особенной значимостью обладают меры по их финансовому оздоровлению. Меры этой программы направлены на выработку условий проведения реструктуризации долгов кредиторами, что приведет к улучшению общего состояния деятельности предприятий и экономики в целом. В условиях современной рыночной экономики необходимо применять меры по усилению государственного регулирования как финансового оздоровления, так и повышения эффективности процедур банкротства. Финансовое оздоровление сельскохозяйственных производителей – это программа, включающая в себя комплекс мер для улучшения финансового состояния сельскохозяйственных производителей. Эти меры направлены на выработку условий проведения реструктуризации долгов кредиторами. Огромную роль в этой программе играет Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", "О несостоятельности (банкротстве)", Указ Президента Российской Федерации и Закон "Об экономическом оздоровлении неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края". Предусмотренные в этих документах меры позволят улучшить условия для деятельности товаропроизводителей, что приведет к повышению показателей эффективности сельскохозяйственных предприятий. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" устанавливает правовые нормы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных предприятий с целью улучшения их финансового состояния до применения процедуры банкротства. В реструктуризацию включены просроченная, отсроченная или рассроченная задолженность производителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также за поставленные им товары, выполнение работ, оказание услуг. Причем участие сельскохозяйственных предприятий в этой программе осуществляется в добровольном порядке. На основе этого закона 16 июля 2003 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 784 "О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей". Этот закон подразумевает списание до 1 апреля 2004 г. задолженности по пеням и штрафам, по которой должны были пройти выплаты в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, исчисленной по данным учета налоговых органов и не погашенной на 1 января 2002 г. Для осуществления и обеспечения этого указа было выделено 57 млрд. руб., участвовать в погашении долгов могут только те предприятия, в отношении которых не возбуждено дело о банкротстве, а также те, которые в течение трех месяцев смогут в полном объеме выплачивать текущие налоги. Оставшуюся задолженность, которая составляет 63 млрд. руб., хозяйства смогут погасить с отсрочкой в 5–7 лет. В соответствии с этими законами в 2003 г. были подписаны соглашения о реструктуризации просроченных долгов 2999 предприятиям, что составило 11,7 % от общего количества имеющих задолженность, подлежащую реструктуризации, на сумму 19,4 млрд. руб. Указом Президента Российской Федерации № 784 от 16 июля 2003 г. пени и штрафы по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды были списаны лишь у 434 организаций на сумму 2,8 млрд. руб., что составило 6,5 % от общей величины пеней и штрафов. По результатам на 1 июня 2004 г. 10947 сельскохозяйственных предприятий подали заявления на реструктуризацию долгов, соглашение подписали 9680 предприятий на сумму 63,4 млрд. руб., из них списаны в соответствии с указом Президента России штрафы и пени по налогам в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов, что составило 27,9 млрд. руб. В случаях несоответствия условиям Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" применяется Федеральный закон "О состоятельности (банкротстве)", принятый 27 сентября 2002 г. и одобренный Советом Федерации 16 октября 2002 г. По его условиям несостоятельностью (банкротством) является признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также неспособность исполнять обязанность по уплате обязательных платежей. Что же касается Краснодарского края, то здесь экономическое оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий регламентируется краевым законом от 7 августа 2001 г. с изменениями и дополнениями от 7 августа 2002 г. Согласно этому закону правовое регулирование взаимоотношений органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций осуществляется в процессе экономического оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных производителей. Закон предусматривает возможность для организаций, неспособных в течение года оплатить свои краткосрочные обязательства и имеющих неудовлетворительную структуру баланса (коэффициент текущей ликвидности менее 1 и коэффициент обеспечения собственными средствами на конец периода 0,1 и менее) совместно с инвестором создать новое интегрированное сельскохозяйственное предприятие любой организационно-правовой формы. Закон предоставляет возможность инвестору получить контроль над сельскохозяйственным предприятием в обмен на его первоначальные инвестиции в неплатежеспособное предприятие в размере его кредиторской задолженности и фактическое принятие на себя обязательств погасить кредиторскую задолженность за неплатежеспособную организацию равными долями в срок до 5 лет. То есть в соответствии с этим законом будет происходить не оздоровление неплатежеспособного сельскохозяйственного предприятия, а его ликвидация и переход его имущественного комплекса под контроль инвестора. Если предприятие является убыточным и не способно своевременно рассчитываться по собственным долгам, то необходимо менять либо директора, либо собственника. В данном случае процедура банкротства гарантирует оздоровление бизнеса организации, его сохранение и привлечение новых платежеспособных собственников либо директоров, которые способны вывести предприятие из кризиса и обеспечить его успешное функционирование. Однако следует отметить, что процесс финансового оздоровления в настоящее время не совершенен и нуждается в дальнейшей доработке по таким направлениям, как: охватывание всей массы неплатежеспособных предприятий, более конкретное рассмотрение организации работы по реализации Федерального закона "О состоятельности (банкротстве)", поскольку вся нагрузка ложится на федеральную и территориальные комиссии, а рабочий орган, координирующий их работу, не предусмотрен. Доработка и совершенствование этого закона позволит укрепить финансовое положение сельскохозяйственных организаций. |
Научный электронный журнал КубГАУ . № 08(16), 2005 |