Научный электронный журнал КубГАУ . № 06(14), 2005



УДК 631.1:633.1



РЕЙТИНГ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ

Ананьева Е. А. – аспирантка

Кубанский государственный аграрный университет

Любые перемены, тем более реформы, затрагивающие основы государственного устройства, увеличивают количество и силу воздействия факторов неопределенности, а следовательно, и инвестиционный риск. С 2000 года инвестиционная привлекательность России в мире растет, но растут и риски инвестирования в большинство регионов страны. Кардинальное снижение рисков на региональном уровне можно прогнозировать лишь в 2009–2010 годах, когда будет завершена административная реформа и полностью, вплоть до муниципального уровня, заработает властная вертикаль управления.

Главной особенностью результатов нового рейтинга является отсутствие регионов с минимальным риском. Даже сохранившие лидерство Новгородская, Ярославская, Белгородская области и Санкт-Петербург увеличили индекс риска и перешли в категорию с умеренным риском (табл. 1).

При этом необходимо отметить, что на лидерство этих регионов не смогли оказать существенного негативного влияния такие факторы, как изменение межбюджетных отношений, приостановление режима свободных экономических зон, усложнение внутриполитической ситуации и ограниченность инвестиционного потенциала. Многолетние усилия региональных властей привели к созданию в этих субъектах федерации самоподдерживающегося механизма воспроизводства низких инвестиционных рисков.

Таблица 1 – Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2003–2004 гг.
Высокий потенциал (умеренный риск) Средний потенциал (умеренный риск) Пониженный потенциал (умеренный риск) Незначительный потенциал – умеренный риск Средний потенциал – высокий риск Пониженный потенциал – высокий риск Незначительный потенциал высокий риск Низкий потенциал экстремальный риск
Московская область Ленинградская область Белгородская область Костромская область Иркутская область Брянская область Ивановская область Республика Ингушетия
Москва Краснодарский край Владимирская область Орловская область Новосибирская область Республика Коми Кабардино-Балкарская Республика Чеченская Республика
Санкт-Петербург Волгоградская область Воронежская область Тамбовская область   Республика Дагестан Республика Калмыкия Корякский автономный округ
Свердловская область Ростовская область Калужская область Республика Карелия   Алтайский край Карачаево-Черкесская Республика  
Ханты-Мансийский автономный округ Республика Башкортостан Курская область Ненецкий автономный округ   Читинская область Республика Северная Осетия -- Алания  
  Республика Татарстан Липецкая область Новгородская область   Приморский край Республика Марий Эл  
  Нижегородская область Рязанская область Псковская область     Коми-Пермяцкий автономный округ  
  Пермская область Смоленская область Республика Адыгея     Курганская область  
  Самарская область Тверская область Астраханская область     Республика Тыва  
  Саратовская область Тульская область Республика Мордовия     Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ  
  Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область Кировская область     Эвенкийский автономный округ  
  Челябинская область Архангельская область Республика Алтай     Усть-Ордынский Бурятский автономный округ  
  Красноярский край Вологодская область Республика Бурятия     Агинский Бурятский автономный округ  
  Кемеровская область Калининградская область Республика Хакасия     Камчатская область  
  Республика Саха (Якутия) Мурманская область Чукотский автономный округ     Магаданская область  
  Хабаровский край Ставропольский край       Сахалинская область  
    Удмуртская Республика       Еврейская автономная область  
    Чувашская Республика          
    Оренбургская область          
    Пензенская область          
    Ульяновская область          
    Тюменская область          
    Омская область          
    Томская область          

Сократился и поменялся состав группы рейтинга "средний потенциал – высокий риск". Из нее в лучшую категорию "средний потенциал – умеренный риск" перешли Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Челябинская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Увеличив индекс риска, в эту же категорию вошли Новосибирская и Иркутская области.

Среди позитивных результатов следует отметить существенное улучшение позиций Таймырского автономного округа – его выход из группы экстремального риска, а также переход Амурской области и Чукотского автономного округа из групп с высоким риском в группы с умеренным риском. Ханты-Мансийский автономный округ снизил риск до уровня "умеренного" и "очистил" категорию "максимальный потенциал – высокий риск".

Впервые покинула десятку лидеров по инвестиционному риску Москва. Даже с учетом минимальных экономических, финансовых и социальных рисков сохранение сложных законодательных условий инвестирования, ухудшение экологической и, особенно, криминальной ситуации в городе не позволило столице удержаться в группе лидеров. Несмотря на сохранение прежней притягательности, инвестиционная деятельность в столице становится все более проблематичной. Тем не менее благодаря своему высокому и растущему инвестиционному потенциалу, а также близости к федеральной власти, Москва продолжает оставаться наиболее заманчивой для инвесторов.

С практической точки зрения, анализ объемов привлеченных инвестиций показывает, что в расчете на одного государственного и муниципального служащего в аппарате управления больше всего инвестиций за последние пять лет было вложено в сырьевые регионы: Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Сахалинскую область и Республику Коми.

В целом данное исследование позволяет сделать вывод, что последние политические и экономические изменения, затронувшие основы государственного устройства, увеличили число и силу действия факторов неопределенности, а следовательно, и инвестиционный риск. Среднерегиональный индекс инвестиционного риска за 2003 год существенно вырос, а число регионов со снижением интегрального индекса риска сократилось более чем вдвое. В значительной степени это стало следствием эволюции межбюджетных отношений и изменений в законодательстве, связанных с подготовкой к административной и социальной реформам.

Рейтинги международных агентств начиная с 1999 года показывают явно благосклонное отношение инвестиционного сообщества к России. Например, по данным журнала "Euromoney", наша страна переместилась в национальном рейтинге со 133-го места в марте 2000 года на 64-е в сентябре 2004-го. Россия обошла Азербайджан и вновь вышла на пятое место среди государств бывшего СССР, вплотную приблизившись к динамично развивающемуся Казахстану (62-е место в мире), между нами осталось только Марокко.

Для международных экспертов инвестиционная привлекательность страны связана в первую очередь с состоянием ее экономики и финансов. Сверхвысокие цены на нефть и высокие – на металлы обеспечили значительный приток финансовых ресурсов в страну и возможность досрочного погашения внешнего долга. Прирост российского ВВП составил в 2003 году 7,3 %, что соответствует темпам провозглашенного удвоения ВВП за десятилетие. Это сопровождалось соответствующим ростом производства основных видов товаров и услуг, ростом инвестиций в экономику и особенно взрывным ростом прямых иностранных инвестиций. Более чем вдвое по сравнению с 2002 годом сократилось и число субъектов федерации, в которых отмечалось снижение уровня промышленного производства. Такая динамика привела к качественному сдвигу в техническом оснащении экономики: впервые за последние пятнадцать лет снизился уровень износа основных фондов, доля инвестиций в ВВП в 2003 году составила 18 % против 16,4 % в 2002 году. Хотя "инвестиционный коридор" (определенный мировым опытом оптимальный уровень накоплений – 21–23 % от ВВП) еще не достигнут, можно утверждать, что в российской экономике в прошлом году появились некоторые признаки инвестиционного типа развития. Достигнут впечатляющий рост реальных доходов населения, ускорились темпы снижения уровня бедности в стране.

Законотворчество – наиболее быстрый и эффективный способ нормализации инвестиционного климата в регионе. Региональные власти вынуждены элиминировать негативные для местного инвестиционного климата последствия изменения федерального законодательства. Поэтому естественно, что именно местные законодательные условия стали наиболее важным фактором изменения инвестиционного климата. Активизировалась разработка региональных стратегий и программ, в том числе на муниципальном уровне, создаются новые инструменты и совершенствуются способы взаимодействия с инвесторами.

Инвесторы адекватно реагируют на такую ситуацию. Согласно результатам опроса, они традиционно считают, что именно законодательство в наибольшей степени определяет инвестиционный климат. Одной из важных особенностей недавно принятых федеральных законов о регулировании инвестиционной деятельности является практически полная отмена специальных налоговых льгот иностранным инвесторам, за исключением таможенных льгот на оборудование, ввозимое в качестве вклада в уставный капитал. Эти меры призваны обеспечить равные условия для отечественных и иностранных инвесторов. Тем не менее в федеральном инвестиционном законодательстве сохраняются ограничения на участие иностранных инвесторов в приватизации (и, соответственно, в инвестиционном процессе). Решениями правительства РФ ограничивается допуск иностранных инвесторов к участию в приватизации предприятий нефтяной и газовой промышленности, а также предприятий, имеющих отношение к добыче руд стратегических материалов, драгоценных металлов и камней, радиоактивных и редкоземельных элементов.

Научный электронный журнал КубГАУ . № 06(14), 2005