Научный электронный журнал КубГАУ . № 03(11), 2005





МЕТОДИКА РАЗБИВКИ ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ НА ОПТИМАЛЬНЫЕ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОНТРОЛЯ, ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Шварцман А.Н. –

Краснодарский военный институт


Объективность оценки, выставляемой преподавателем, зачастую снижается из-за отсутствия четких рамок объема учебного материала, владение которым необходимо студенту для получения той или иной положительной оценки. Разногласия между студентом и преподавателем по поводу необходимого объема информации для получения положительной оценки возникают по причине разных взглядов на эту проблему. Представление студента о данном объеме информации складывается исходя из его уровня знаний, который зачастую ограничивается лишь учебным материалом, полученным на занятии, при условии стопроцентного усвоения данного материала. А преподаватель, опираясь на свой опыт и багаж знаний, наверняка выходящий за рамки учебных вопросов, требует от студента выдачи объема информации, на его взгляд необходимого для получения положительной оценки. Все попытки провести грани между условными единицами деления учебного материала на "достаточный" и "недостаточный" для получения той или иной оценки, наверняка не дадут необходимого результата. Наиболее перспективным направлением решения данной проблемы будет минимизация элементов оцениваемой учебной информации для устранения разногласий между преподавателем и студентом. Необходимо свести процедуру оценивания к рассмотрению с помощью определенной методики простого набора положительных и отрицательных ответов с последующим очевидным для обеих сторон выводом о величине заслуженной оценки. Очевидность данного вывода должна вытекать из открытости и доступности методики разбиения учебного материала на заданные элементы.

Суть методики разбивки тем и учебной программы на оптимальные элементы учебной информации заключается в том, чтобы студент в процессе ответа на определенный учебный вопрос отвечал на ряд более конкретизированных вопросов. Уровень ответов по своим критериям в совокупности и будет являться показателем его подготовленности. Оценку знаний, навыков и умений предлагается осуществлять по трем критериям: время, полнота ответа и качество ответа. Причем теоретические ответы должны оцениваться по двум критериям (полнота и качество ответа), а навыки и умения по всем трем.

Тогда методика будет состоять из двух таблиц, каждая из которых, в свою очередь, делится на два раздела. В таблице 1 приведены ключевые вопросы курса, как теоретические, так и практические. Напротив каждого практического вопроса в соответствующих графах представлены временные нормативы на "отлично", "хорошо" и "удовлетворительно". В первом разделе таблицы указывается количество отрабатываемых элементов для полного ответа, с указанием штрафного балла за невыполненный элемент, а во втором разделе – количество элементов, выполнение которых обязательно для качественного ответа на вопрос, с указанием штрафного бала за невыполненный элемент. Напротив теоретических вопросов курса ставятся те же атрибуты, за исключением временных нормативов. В качестве примера приведен фрагмент таблицы 1.

Таблица 1 (фрагмент)

В таблице 2 дается расшифровка ключевых вопросов на элементы по полноте и по качеству. Причем элементы ключевых вопросов каждого из разделов должны иметь примерно одинаковую значимость и, следовательно, одинаковый штрафной балл.

Таблица 2 (фрагмент)

Отличие данной методики от большинства других заключается в том, что подсчет ведется не от количества правильных ответов (баллов полученных за них), а от количества неправильных (штрафных баллов). В этой ситуации для вычисления коэффициента усвоения с учетом штрафных баллов и для выставления оценки по стандартной пятибалльной системе коэффициент неправильных ответов нормируется к единице. В результате неполного и некачественного ответа итоговый коэффициент штрафного балла, представляющий собой сумму штрафных коэффициентов, полученных за полноту, качество и время выполнения задания, может оказаться выше единицы. Это будет свидетельствовать об очень низких знаниях обучаемого, поэтому за такой ответ выставляется оценка "неудовлетворительно". Данная система предполагает наличие порога незнания, ниже которого все ответы оцениваются "неудовлетворительно". Кроме того, имеется возможность ранжировать студентов, получивших неудовлетворительные оценки, по степени незнания материала, что позволяет вести более продуктивную индивидуальную работу с отстающими студентами.

По аналогичной методике оцениваются практические навыки и умения студента, только добавляется временной норматив, который придает процессу обучения состязательный характер, активизирует познавательную деятельность обучаемого. Установленный штрафной балл за практическое задание выставляется при невыполнении ни одного из предусмотренных временных нормативов.

Ключевые вопросы и их элементы в обязательном порядке подлежат обсуждению и утверждению на заседании кафедры. Содержание методики оценки объясняется студентам в начале изучения дисциплины.

Список литературы

1. Учебные программы подготовки курсантов Краснодарского высшего военного училища им. Генерала армии Штеменко С.М. – Краснодар: КВВУ, 1996.

2. Учебный план Краснодарского высшего военного училища им. Генерала армии Штеменко С.М. (общевойсковое отделение). – Краснодар: КВВУ, 1996.

Научный электронный журнал КубГАУ . № 03(11), 2005