Научный электронный журнал КубГАУ . № 06(8), 2004



УДК 631.158




Историческая самобытность крестьянских (фермерских) хозяйств россии

Лазарева О. С. – аспирантка


Кубанский государственный аграрный университет


В статье рассмотрены теоретические концепции и определена специфика организации крестьянских (фермерских) хозяйств России в исторической ретроспективе. Выделена значимая роль крестьянских (фермерских) хозяйств, обоснованная различными учеными. Указаны особенности фермерского труда, фермерской организации как своеобразной формы хозяйствования на земле.

В научной литературе существуют диаметрально противоположные точки зрения о времени возникновения крестьянских хозяйств, а также об определении их правовой основы. Возможно, это связано с тем, что этот вопрос рассматривается только в конкрет­ный исторический период, а не в эволюционном плане. В ряде работ ученые приходят к выводу, что данная форма хозяйствования начинает развиваться со времени наделения крестьян землей (С.П. Кавелин), а также с возникновением и укреплением семьи, которая была собственником определенного земельного участка для производства и самообеспечения продуктами питания, создавала основу недвижимой собственности (М.М.Ковалевский).

Нельзя не согласиться с выводом И.И. Безаева о том, что крестьянин под действием объективных причин, в силу своей природы, был приучен, а скорее вынужден, производить продукты для личного потребления.

В теоретических разработках понятия крестьянского двора, материальной и правовой основы его функционирования, места и роли в развитии сельско­хозяйственного производства и самообеспечении ученые принимали во внимание конкретные исторические условия, общественно-политический строй и характер аграрной политики страны.

Теоретическое и практическое значение имеют результаты исследования этого вопроса в работах И.В. Павлова, А.И. Данилина, Г.Е. Быстрова, Г.В. Дьячкова, И.В. Макаровой, В.В. Устюковой, И.В. Чернышева, Г.В. Чубукова, В.С. Тимесковой, А.А.Сак и других [1, 104].

В начале XX века теоретических разработок о разви­тии крестьянских хозяйств практически не ведется. Деятельность этих хозяйств осуществляется в рамках законодательства "Об усадьбах", "О крестьянском дворе", в кото­ром определены их функции как составной и подсобной части крестьянского хозяйства.

Эволюцию хозяйства крестьян и его правовой основы убедительно раскрывает А.Ф. Буреев–Смирнов, утверждая, что корни этого хозяйства возникли в глубокой древности. Они закреплялись из поколения в поколение естественным обычаем, традицией. Далее автор пишет: "…жилая изба, хата, сакля, придворные постройки для скота, птицы, склады продовольственных запасов и сохранности семян, бани, риги, овины – все это было жизненно необходимо для каждой крестьянской семьи. Они воспроизводились и обновлялись, переходя по наследству, будучи прикрепленными к конкретному земельному участку, именуемому придворной землей".

Понятие "крестьянский двор" имеет исторические корни и возникло от понятия "крестьянской усадьбы". После реформы 1861 г. идет расширение крестьянского приусадебного участка и добавляется полевой надел. Однако, понятие крестьянская усадьба (двор) становится более емким. В принципе, в понятии крестьянский двор заложено понятие крестьянского хозяйства; основу его развития составляет приусадебное и полевое землепользование, имущество членов семьи, источником приобретения которого является совместная трудовая деятельность. Вместе с тем земельный надел определялся не на двор, не на количество членов семьи, а на ревизские души, то есть трудоспособное мужское население, подвергающееся обложению подушной податью. Это, естественно, ущемляло интересы семьи, особенно многодетной.

В литературе приводится немало примеров разорения крестьянского хозяйства из–за недостатка оптимального земельного участка, который позволял бы получать доход, обеспечивающий жизненный уровень каждого члена семьи.

Оценивая эти условия, можно все же определить основные признаки крестьянского хозяйства (двора, домохозяев) того времени. Крестьянское хозяйство (двор) – это семейное объединение, осуществляющее самостоятельную хозяйственно-трудовую деятельность на земельном наделе, полученном из расчета ревизских душ и включающем приусадебный участок и полевой надел, получаемый в собственность. Владелец имеет право им распоряжаться, уплачивая налоги государству и кредиторам.

В предреволюционный период и после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года крестьянское хозяйство в правовом плане рассматривается как крестьянский двор, члены которого ведут хозяйство на приусадебном и полевом наделе. Естественно, после 1917 г. учитываются новые общественные и земельные отношения, вопросы собственности и т.д.

Проводимые в этом плане теоретические разработки позволяют подготовить Правовое положение "О крестьянском дворе", которое вошло в "Земельный кодекс РСФСР" в 1922 году, а также ряд нормативно–правовых документов функционирования крестьянских хозяйств в условиях новой экономической политики (НЭП).

В начальный период строительства социализма в России крестьянское хозяйство (двор) имеет качественно новые условия функционирования. Прежде всего, оно получает право на пожизненное владение и пользование землей из расчета на семью (количество душ).

Крестьянский двор становится при единоличном строе основной формой хозяйства по производству товарной сельскохозяйственной продукции. Члены крестьянского хозяйства работают на приусадебном и полевом наделе. Средства производства находятся в частной собственности, что является основой единоличного крестьянского двора. Правовое положение крестьянского двора было определено нормами раздела 5 "О дворе" Земельного Кодекса РСФСР 1922 года.

Крестьянский двор являлся основной правовой формой сельскохозяйственного производства при единоличном строе. Члены крестьянского двора, т.е. вся крестьянская семья, совместно вели сельскохозяйственное производство на приусадебных и полевых наделах.

Основой такого единоличного крестьянского двора была частная собственность на средства производства, владение земельным участком, правом возделывать сельскохозяйственную продукцию, пользоваться и распоряжаться собственными до­ходами. Крестьянский двор в условиях НЭПа имел право найма определенного количества работников. По сути это было товарное, а не натуральное хозяйство.

Следовательно, единоличный крестьянский двор – это самостоятельная форма хозяйство­вания, в основе которой – частная собственность на средства производства; по своей природе это коммерческое предприятие, имеющее определенные права и обязанности перед государством и обществом [1, 108].

Самостоятельное в экономическом плане крестьянское хозяйство являлось семейно-трудовым объединением лиц, совместно ведущих личное подсобное хозяйство, участники которого не состояли в колхозе или состояли формально, но не работали в нем без уважительных на то причин, и представляло собой не колхозный, а единоличный крестьянский двор.

Таким образом, по мнению И.В. Павлова, Е.Н. Колотинской, Г.Е. Быстрова, единоличным крестьянским двором можно считать только объединение лиц, имеющее следующие основные признаки: семья, коммерческое (предпринимательское) хозяйство, разделенное на приусадебное (подсобное) и полевой надел, трудовая связь между лицами в этом хозяйстве, получение всех доходов непосредственно от результатов хозяйственной деятельности [1, 105].

После проведения коллективизации советской де­ревни вместо единоличных крестьянских хозяйств (крестьянских дворов) основной формой сельскохозяйственного производства стали крупнотоварные коллективные хозяйства (колхозы), основанные на общественной социалистической собственности.

Возникновение и существование современных крестьянских хозяйств связано с периодом коллективизации, особенностями перехода крестьянства к крупному общественному производству, необходимостью самообеспечения продуктами питания. Следовательно, исторические корни крестьянских хозяйств заложены в приусадебных участках крестьянских дворов.

Процесс развития крестьянских (фермерских) хозяйств в различные исторические периоды имел свою специфику, определяемую природными, экономическими, общественно-политическими и социальными факторами. Развитие подсобного хозяйства как основы жизнеобеспечения, использование земельного участка для производства продуктов питания и получения дополнительных доходов было общим для всех периодов.

В советский период учеными ведутся исследования по экономическому механизму хозяйствования, земельным и производственным отношениям в крестьянских хозяйствах, о перспективе их развития, необходимости их кооперирования. Эти проблемы раскрыты в трудах А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, С.Л. Маслова и других.

Теоретические работы А.В. Чаянова об организации крестьянского хозяйства, принципах его функционирования, типизации крестьянских хозяйств (товарные крестьянские хозяйства, капиталистические товарные хозяйства), об определении принципов их кооперирования позволяют логически сформулировать некоторые подходы к оценке места и роли подсобных хозяйств в определенных формах хозяйствования.

По А.В. Чаянову, основными элементами организации капиталистического товарного хозяйства являются: валовой доход хозяйства, материальные издержки производства, затраченные натурой, деньгами и амортизационными отчислениями, заработная плата, чистый доход, являющийся единственной предпринимательской целью хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство как субъект аграрных, гражданских, земельных, финансовых правоотношений и самостоятельная организационно–правовая форма аграрного предпринимательства характеризуется следующими признаками:

 - представляет собой сумму трех компонентов: имущественного комплекса, земельного участка и граждан, объединяющихся для осуществления сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью;

- выступает в качестве односубъектного формирования, т.е. самостоятельно хозяйствующего субъекта, имеющего права и обязанности;

- является субъектом предпринимательской деятельности, права и обязанности которого закреплены в законе.

Товарное семейное хозяйство организуется несколько иначе, основными элементами для него являются:

1) тот же валовой доход;

2) те же материальные издержки, но вместо фактически уплачиваемой заработной платы мы имеем результат труда всей семьи, не связанный с реальными материальными затратами.

В таком крестьянском хозяйстве его подсобная часть обеспечивает семью как сельскохозяйственной продукцией, так и дополнительным доходом от реализации ее излишков, доход используется для потребительских, а не для производственных целей.

Ученые принимают активное участие в разработке нормативно–правовых документов, проектов Устава сельхозартели, основ дифференциации размеров землепользования и норм содержания скота для крестьянских хозяйств, вносят конкретные предложения и рекомендации по отмене необоснованных ограничений развития крестьянского хозяйства. В этом плане известны работы В.Г. Венжера, Г.В. Дьячкова, М.Я. Сонина, М.М. Макеенко, В.Ф. Машенкова, А.Ф. Тарасова, Г.И.Шмелева и др.

Проблему крестьянских хозяйств изучали и обобщали в своих работах многие советские ученые. Эта проблема требовала научного осмысления, особенно в связи с неоднозначным отношением государственных и партийных органов, науки и общества в целом к этой форме хозяйствования, необоснованных ограничениях ее функционирования [2, 186].

В соответствии со статьей 1 ФЗ №74–ФЗ от 11.06.2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" под крестьянским (фермерским) хозяйством понимается следующее.

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством, имеющих общую собственность и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, других нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В научной и публицистической литературе многие авторы расходятся в своих оценках роли крестьянских (фермерских) хозяйств в сельскохозяйственном производстве.

Ряд ученых (М.А. Баккет, И.Л. Петренко, П.М. Чухинов, С.Б. Исмуратов) в своих исследованиях признают перспективу и значение только индивидуальных крестьянских хозяйств, считая коллективные хозяйства (бывшие колхозы и совхозы) абсолютно отжившей и тупиковой организационной формой ведения сельскохозяйственного производства, показавшей на протяжении десятков лет свою экономическую несостоятельность.

Другие ученые считают, что такая организация производства, как небольшие по размерам фермерские хозяйства, никогда не была эффективной и в странах с высокоразвитым аграрным производством. Приводится в пример США, где 85 % мелких индивидуальных фермеров производят только 20–25 % продовольствия, основная же его часть производится на крупных механизированных фермах, по аналогии с нашими колхозами и совхозами.

Очевидно, необходимо согласиться с теми авторами, которые считают, что нельзя противопоставлять сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм и видов собственности. Если есть люди, желающие трудиться в различных сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, на дачных участках и производить продукцию не только для личного потребления, но и на реализацию, значит, все эти формы имеют право на существование.

Список литературы:

1. Козлов М. Фермерство в России: проблемы становления и со­циально-экономического развития // Вопросы экономики. – 1993. – №10. – С. 103–109.

2. Прауст Р.Э. Семейное хозяйство как форма социальной органи­зации жизнеобеспечения сельских жителей // Аграрная доктрина двадцатого столетия: уроки на будущее. Всероссийский институт аграрных проблем и автоматизации ВИАПИ. – М., 1998. – С. 185–187.

Научный электронный журнал КубГАУ . № 06(8), 2004