Научный электронный журнал КубГАУ . № 02(2), 2003



УДК 343.977

Процессуальные и криминалистические аспекты взаимодействия следователя и оперативного сотрудника службы криминальной милиции

Погосян Г.А. – соискатель

Краснодарская академия МВД РФ

В статье определены пределы полномочия следователя и оперативного работника в момент осуществления взаимодействия в ходе проведения следственных действий. При этом автор уточняет категорию «взаимодействие», формы взаимодействия на различных этапах расследования.

В Толковом словаре русского языка «взаимодействие» определяется как взаимная связь явлений, взаимная поддержка [1]. Категория «взаимодействие» рассматривается в различных аспектах, которые можно свести к двум – в узком и широком смысле [2].

Взаимодействие в узком смысле – совместная или согласованная в пространстве и времени деятельность двух и более субъектов по достижению одной или нескольких общих целей [2].

Под взаимодействием в широком смысле понимается

- универсальная система взаимозависимости явлений и процессов,

т. е. такое состояние взаимодействующих субъектов, которое характеризуется их непрерывным воздействием друг на друга и взаимовлиянием [2];

- как обдуманное, так и не зависящее от направленности на достижение положительного или отрицательного результата соприкосновение деятельности субъектов [3];

-систематическое, устойчивое выполнение действий, направленных на ответную реакцию со стороны партнера; в свою очередь, вызванная реакция порождает соответствующую реакцию воздействующего [4].

Процедуры взаимодействия следователя и оперативного работника в УПК РФ в достаточной степени не регламентированы. Согласно ст. 157 УПК РФ после направления следователем уголовного дела прокурору для получения согласия на возбуждение уголовного преследования (по истечении десятидневного срока со дня возбуждения уголовного дела, предусматривающего обязательное предварительное следствие) орган дознания может производить по нему следственные действия или проводить оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Таким образом, законодатель внес дополнительные ограничения на производство оперативно-розыскных мероприятий по возбужденному уголовному делу.

Согласно ч. 2 ст. 163 и ч. 7 ст. 164 УПК РФ руководителю следственной группы и следователю предоставлено право привлекать к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, что позволяет непосредственно в ходе конкретного следственного действия использовать криминалистически значимую, полученную оперативно-розыскным путем информацию, которой располагает оперативный работник. Это одна из самых эффективных форм взаимодействия следователя и оперативного работника, которая, в частности, позволяет использовать на допросе сведения, полученные оперативно-розыскным путем и не имеющие криминалистического значения. Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности предусмотрен ст. 89 УПК РФ и Закона об ОРД.

В криминалистике под взаимодействием субъектов доказывания понимается одна из форм организации расследования преступлений, заключающаяся в основанном на законе сотрудничестве следователя с органом дознания, согласованном по целям, месту и времени [5].

Общепризнанно, что при организации взаимодействия стороны должны руководствоваться общими положениями (принципами). В юридической литературе под правовыми принципами понимается совокупность идей, на которых базируются многочисленные элементы правовой системы [6]. Применительно к деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, по мнению И.Ф. Герасимова, такими общими положениями являются следующие: строжайшее соблюдение законности; плановость; быстрота, активность и широкое применение в ходе расследования научно-технических средств; обязательное привлечение общественности (правильное отношение к оценке доказательств); знание каждым участником взаимодействия полномочий и форм деятельности органов следствия и дознания [7].

Соблюдение принципов совместной деятельности является обязательным условием согласованных действий.

Деятельность оперативных и следственных подразделений, как уже отмечалось, носит самостоятельный, не подчиненный друг другу характер. Каждая сторона в рамках своей компетенции специфическими средствами и методами осуществляет сбор необходимых сведений об интересующем событии, фиксирует, оценивает и анализирует его, при необходимости вовлекая в этот процесс взаимодействующую сторону. Нередко, например, следователю не удается получить исчерпывающую информацию при допросе задержанного. Сообщение оперативным работником следователю в такой ситуации о сильных и слабых сторонах допрашиваемого, его интересах нередко способствует грамотному построению общения следователя с задержанным лицом и получению необходимой информации.

Сложность и многогранность деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, особенно в сфере организованной преступности, требуют согласованных и скоординированных действий основных подразделений, осуществляющих борьбу с ее проявлениями путем рационального сочетания сил и средств, форм и методов работы, присущих этим подразделениям, при четком разграничении полномочий каждого из них. Это, в свою очередь, позволяет исключить дублирование и подмену друг друга, достичь конкретной цели, оперативно и с наименьшими затратами сил и средств за счет рационального и комплексного использования разных по характеру мер добиться высокой эффективности в работе.

Формы и особенности взаимодействия оперативного работника и следователя целесообразно рассматривать применительно к следующим фазам деятельности по выявлению и раскрытию проявлений организованной преступности:

1) производство ОРМ при проверке данных о противоправной деятельности конкретных субъектов в условиях отсутствия официального сообщения об организованной преступной деятельности, в частности, на стадии реализации оперативного дела;

2) производство ОРМ на стадии принятия решения о возбуждении уголовного дела при поступлении в органы внутренних дел сообщения (заявления) о преступлении;

3) осуществление ОРД во время предварительного следствия.

В первой ситуации, по мнению оперативных работников, участвовавших в анкетировании, роль делового взаимодействия со следователем чрезвычайно высока. В ходе анкетирования высказаны пожелания о включении в структуру отдела уголовного розыска следователя, который бы принимал участие на стадии реализации оперативных материалов. Фактически этап реализации криминалистически значимой информации, полученной в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, уголовно-процессуальное законодательство не регламентирует. На этой стадии имеющиеся материалы еще официально не зарегистрированы в книге учета происшествий и преступлений. Поэтому действия оперативного работника и следователя регламентированы только ведомственными приказами и инструкциями, которые, как известно, не являются основанием для признания доказательств допустимыми.

Поэтому криминалистически значимую информацию, зафиксированную в служебных документах оперативно-розыскных подразделений, следует легализовать, то есть создать основу для процессуального оформления.

Важнейшим условием взаимодействия оперативного подразделения и следователя является правильное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мер и четкое разграничение на основе закона функций между оперативными и следственными подразделениями. Данный вид взаимодействия наиболее распространен в практической деятельности органов внутренних дел и является одним из основных. Он осуществляется в различных процессуальных и организационных формах. Законодателем регламентировано процессуальное положение оперативного подразделения, входящего в орган дознания и следствия, а также в рамках деятельности следственной группы (ст. 163 УПК РФ).

К сожалению, УПК РФ не предусмотрено создание следственно-оперативных групп (бригад), а также в полном объеме не регламентированы полномочия и процессуальный статус руководителя следственной группы и ее членов. С учетом сказанного, автор предлагает предусмотреть в УПК РФ норму, регламентирующую эту деятельность.

 

Список литературы

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 68.

2.Томин В.Т. Проблемы оптимизации сферы функционирования органов внутренних дел. Горький, 1978.

3. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975. С. 88.

4. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 84.

5. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997. С. 31.

6. Бабаев В.К. Правовая система общества. Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1993. С. 96.

7. Герасимов И.Ф. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания при расследовании особо опасных преступлений: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Свердловск, 1966. С. 7–8.

Научный электронный журнал КубГАУ . № 02(2), 2003