Научный электронный журнал КубГАУ . № 02(2), 2003 Моделирование взаимовыгодного сотрудничества в ассоциациях агропромышленного комплекса Аршинов В.Г. – соискатель Кубанский государственный аграрный университет
Предложено применение математической модели создания и функционирования ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающего предприятия на примере молочного подкомплекса Новобурасского района Саратовской области.
Рассмотрена одна из математических моделей взаимовыгодных отношений членов интегрированного формирования – ассоциации вида: где В соотношении (1)
параметр Зависимость объемов реализации готовой продукции от цены реализации на нее зададим линейной функцией спроса D(Pz):
где Пусть
После подстановки формул (2), (3) в соотношение (1) математическая модель взвешенной прибыли ассоциации будет иметь следующий вид:
Уравнение (4) позволит найти параметры взаимовыгодного партнерства сельскохозяйственных товаропроизводителей сырья и перерабатывающего предприятия в условиях, сложившихся в молочном подкомплексе. Предложенная экономико-математическая модель взаимовыгодного сотрудничества сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающего предприятия была апробирована на примере молочного подкомплекса Новобурасского района Саратовской области. Найдены
коэффициенты функции спроса D(Pz) Следовательно,
подставляя полученные значения коэффициентов
Апробация
математической модели позволила выявить следующее. При закупочной цене Следовательно,
при снижении закупочных цен на сырье Расчеты показали, что при
В предложенной математической модели экономической совместимости интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и молокозавода ОАО «Новобурасский» Новобурасского района Саратовской области в рамках ассоциации в рыночных условиях реализована возможность выбора параметров, устраняющих монопольный диктат закупочных цен на сырье у сельскохозяйственных товаропроизводителей. Введение в модель функции спроса на продукцию завода с заданной эластичностью отражает динамику ценообразования при реализации готовой продукции перерабатывающим предприятиям. Расчетным путем найдены научно обоснованные параметры цен на молоко, позволяющие обеспечить достаточную рентабельность партнеров в интегрируемом формировании. Возможность самостоятельно реализовать часть продукции по ценам, близким к рыночным, создает условия для рентабельности сельскохозяйственного товаропроизводителя даже при невысоких закупочных ценах. Получая сырье не в полном объеме, молокозавод не полностью загружает свои производственные мощности. Следовательно, это оборачивается дополнительными издержками и недополучением прибыли, что ведет к росту цен на готовую молочную продукцию и снижению ее конкурентоспособности на продовольственном рынке. |
Научный электронный журнал КубГАУ . № 02(2), 2003 |